Смекни!
smekni.com

Музеи природы как фактор становления и развития музейной педагогики (стр. 3 из 6)

Заметную роль в Центрально-Черноземном регионе как центр экологического просвещения и образования молодежи играет зоологический музей Воронежского государственного университета. Музей создан в 1962 г. по инициативе и под руководством профессора зоологии И.И. Барабаш-Никифорова. Его экспонаты (их около 1000 единиц) и фондовые материалы размещены в двух отделах по систематическому, зоогеографическому и филогенетическому принципам. Благодаря художественному мастерству таксидермистов (И.И. Черных, Л.Л. Семаго, Л.С. Рябов и др.) музейные экспонаты сохраняют естественный облик, характерный для того или иного животного. Зоологический музей активно посещается студентами и школьниками с учебно-познавательными и научными целями (лекционно - лабораторные занятия, экскурсии, в том числе и тематические, научно-исследовательская работа с фондовыми материалами). Часть экспонируемых животных и фондовых коллекций составляют местные виды животных, что делает возможным широкое привлечение краеведческого материала к методическому обеспечению соответствующих тем по зоологии, экологии, общей биологии (Хицова Л.Н. и др., 1995).

Восхищает понимание значимости многочисленных (в том научно-естественного профиля) музеев Великобританией, которая не только бережно хранит их, но и широко использует в просветительских и образовательных целях, а также в системе научного, делового и других видов туризма (Hudson К., Nichols А., 1987).

Мировую известность приобрел Смитсоновский музей естественной истории США (Smithsonian Natural Museum of Natural History) с постоянной реализацией им исследовательской и обучающей программы (Research Training program) для лиц всех стран, желающих ее освоить. Программа включает лекции, дискуссии, общение со специалистами-педагогами музея.

В 60-70 гг. XX столетия появились Музейнопедагогические центры в Западном и Восточном Берлине, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге, Амстердаме. В музее Природы Амстердама хранятся раритетные издания, акварели, фотографии редких или вымерших животных, что представляет не только просветительский, но и глубокий научный интерес. Е.В. Волкова (1989) сообщает о появлении за рубежом «экомузеев», возникновение которых связано с насущными проблемами эколого-культурной среды (например, в Латинской Америке создаются близкие экомузею «интегративные музеи»). Концепция экомузея обоснована Ж. Ривьером, считавшим, что экомузей посвящен человеку в его культурном и природном окружении. Он выполняет функции лаборатории, помогает готовить специалистов, организовывать заповедники (задача - сохранение и оценка местного культурного и природного наследия) и школы, вовлекая тем самым население в свою деятельность. Считают, что экомузеи могут быть различными по своей структуре (парк-музей, этнографический заповедник под открытым небом, центр промышленного наследия и т. д.).

Масштабную просветительскую деятельность проводят такие крупные зоологические музеи России и СНГ, как Санкт-Пербургский (ЗИН РАН), Московский (МГУ), Казанский (Казанский университет), Киевский (ЗИН УАН) и др.

Педагогические функции музеев как основы музейной педагогики Анализ литературы, в том числе периодической (журналы «Мир музея», «Музеум»), дает основание выделить следующие педагогические функции музеев разного генезиса:

- образовательная (зрительно-слуховое восприятие и усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии, зоологическим объектам);

- развивающая (активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорнофизиологических структур, обогащение словарного запаса, часто коррекция лексики);

- просветительская (формирование умений, навыков, формирование адекватного отношения к получаемой информации);

- воспитательная (целенаправленная деятельность формирует личностные качества, взгляды, убеждения; включение человека (посетителя) в систему отношений воспитания, приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризации - преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению элементов социальной деятельности, и экстериоризации - преобразование внутренних структур психики в определенное поведение;

- профориентационная (формирование триггерных мотивов, определяющих будущую профессию).

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и (что особенно важно отметить в свете наших исследований) экологического воспитания.

Важную роль в обеспечении педагогической деятельности музеев играет профессиональная компетентность педагогов-экскурсоводов музеев, знание ими школьных и вузовских программ, что определяет комплементарное активное партнерство музейных педагогов с педагогическими коллективами разного профиля.

Формы контактов и взаимодействий музеев с вузами (вузовских музеев - с кафедрами) имеют многофункциональный и динамичный характер, постоянно изменяясь с учетом преобразований, происходящих в системе образования, уровня познавательной активности учащихся (студентов).

Одной из традиционных форм обучения в музее является экскурсия. Ее организация характеризуется пространственным и временным режимом, распределением функций в общении между музейным педагогом и учащимися, между учащимися. Знакомство с формированием теоретических и практических основ экскурсий в дореволюционной школе в такой сфере, как естествознание, позволяет отметить следующее.

Пионером экскурсионного дела явился А.Я.

Герд, который видел в экскурсиях необходимое условие для изучения причинно-следственных связей в природе, что было необходимо для воспитания научного мировоззрения.

Организация и использование экскурсий в области педагогики привлекли внимание передовой общественности в конце XIX века. Интерес к экскурсионному делу значительно повысился в начале XX века, стимулом к чему послужила специальная программа, составленная Д.Н. Кайгородовым.

Опыт экскурсионной работы, накопленный к началу XX века, обобщил В.В. Половцов, который дал теоретическое обоснование значения экскурсий и основы методики их проведения.

Ценный вклад в определении роли и места экскурсий в образовательном процессе внесли Б.Е. Райков, М.П. Римский-Корсаков, В.А. Догель и другие ученые, уделявшие внимание педагогическим проблемам и наметившие основные пути организации и проведения экскурсий, методов работы учителя, придававшие вместе с тем большое значение активной работе учащихся.

Основная идея разработки новой формы обучения-изучения природы, необходимого прежде всего для формирования личности человека: без знания основных законов природы человек не может сформировать адекватного миропонимания.

В педагогической литературе 20-30-х годов прошлого столетия появляется термин «экскурсионно-исследовательский метод», смысл которого заключается в понимании экскурсий как начала и главной формы самостоятельно - исследовательской работы школьника. Но в педагогических публикациях ощущалось и беспокойство педагогов по поводу спорадичности использования в учебном процессе экскурсий как «в природу», так и в музеи, с чем связывали очень поверхностные, схематически абстрактные знания учащихся в области естествознания (особенно характерным это оказалось для курса зоологии). В последующие годы двадцатого столетия появилось немало работ, в которых были разработаны основные положения о форме экскурсии и методах их проведения в соответствии с теоретическими разработками основоположников учения об экскурсиях.

Экскурсия как дидактический элемент деятельности музеев. Методологические и методические основы музейной экскурсии Экскурсия, являясь одновременно и формой, и методом обучения, обладает широкими педагогическими возможностями (вызывает эмоциональное пробуждение, инициирует интеллектуальное чувство - интерес). С целью определения места экскурсии в системе методов обучения рассмотрим предложенную В.Ф. Паламарчук (1987) трехмерную модель методов обучения, в которой выделены необходимые и достаточные компоненты, обоснованные закономерностями человеческого познания и социально детерминированные (перцептивно, гностически и логически).

Характеристика методов на их логической основе (формы и методы мышления) обосновывается закономерностями мыслительной обработки информации, операциями которой являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Развитие творческого мышления сопряжено с процессом решения проблем и воспитания творчески мыслящей личности, что объясняет необходимость включения в модель метода и гностический аспект.

По источнику информации в экскурсии закономерно выделяемы словесные (вербальные), наглядные и практические методы, что связано с особенностями восприятия информации человеком (тактильные, аудио - визуальные). Эта позиция не оставляет сомнения в том, что экскурсия (музейная в том числе) находит свое «законное» место в системе методов обучения.

Экскурсию можно рассматривать и как форму обучения, отвечающую критериям организационной формы (пространственный и временной режим, распределение функций в общении между педагогом и учащимся, определенная последовательность (этапность) обучения (изложение материала), логика в зависимости от цели, закономерности усвоения учебного материала, его реализация).

Эффективность использования экскурсии как одного из методов обучения, по Ю.К. Бабанскому, определяется комплексом условий (доступность и достаточность формирования теоретических и практических знаний, развитие наблюдательности и внимания, мышления, хорошая подготовленность экскурсоводов-педагогов, уровень готовности учащихся к восприятию новых знаний). Важным при этом является выполнение таких дидактических целей, как закрепление полученных в школе знаний и усвоение новых.