Смекни!
smekni.com

Педагогическая деятельность и взгляды П.Каптерева (стр. 2 из 5)

После Февральской революции Каптерев выступил с резким осуждением системы полного закабаления личности царизмом. В статье “Новая школа в новой России” он изложил программу демократического обновления школы, систему гражданского воспитания, построенную на развитии критического мышления. Демократизацию школьного дела Каптерев представлял себе, прежде всего осуществление принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения.

Революцию Каптерев воспринял, прежде всего, как прогрессивный педагог, сквозь призму своих демократических философских и педагогических взглядов.

Так, ломку старой школы, разрушение всей школьной системы Каптерев пытался истолковать с позиции Л.Н.Толстова, будто именно его идеи подготовили почву для этого. Каптерев не понял всей глубины революционных преобразований в России. Ему казалось, что разрушительные перемены в школьном деле преобладают над созидательными.

Статья Каптерева “Единая всеобщая школа” даёт возможность проанализировать его отношение к основным реформам советской школы. Он одобрительно отнёсся к принципам организации единой школы, заметив, однако, что на ряду с правильными началами недостаточно представлены принципы дифференцирования общего образования по видам одарённости и призванию юношества.

Осенью 1918г. Каптерев после двукратного воспаления лёгких переехал в Воронежскую губернию. С первой же недели пребывания в Острогожске он включился в работу уездного отдела народного образования, занятого в то время осуществлением “Положение о единой трудовой школе РСФСР”. Каптерева приняли на должность разъездного инструктора УОНО по вопросам трудового обучения. Ему шёл 70-й год, но, не смотря на возраст, он с конца октября и до конца декабря 1918г. энергично помогал УОНО реорганизации школ на новых основах, хлопотал об открытии местного педагогического музея, выступал с лекциями перед учителями и родителями.

С января 1919г. он приступил к работе сразу в трёх учебных заведениях Острогожска: в учительской семинарии, в 1-й и 2-й средних школах. А вскоре принял заведования учительской семинарией, преобразованной затем в трехгодичные педагогические курсы.

В 1921г. Каптерев получил приглашение из Воронежского государственного университета (ВГУ) стать профессором на факультете общественных наук.

Одновременно Воронежский институт народного образования (ИНО) избирает его профессором школьного и дошкольного отделений. Губоно, хорошо зная Каптерева как талантливого организатора, поручил ему заново организовать первый воронежский педагогический техникум.

Педтехникум был любимым детищем Каптерева. Интерес к нему подготовлен сей предшествующей общественно-педагогической и научной деятельностью Каптерева, которая посвящена главному делу его жизни-подготовке учителя. Ещё в 1907г. он составил проект создания при женском педагогическом институте в Петрограде отделения для подготовки народных учителей.

Педагогический техникум в Воронеже открывал для него новые возможности, более широкие, которых не было и не могло быть в Острогожске. Для преподавания в техникуме им были приглашены крупные учёные университета

(К.К.Сент-Илер, С.Н.Введенский и др.), политехнического и сельскохозяйственного институтов(Б.А.Келлер, А.И.Протопопов и др.).

Широкая известность Каптерева как крупного педагога и организатора, удачный подбор им преподавателей, серьезная постановка всего учебно-воспитательного дела содействовали тому, что по просьбе родителей учащихся опытно-показательную школу губнаробраза перевели введение техникума. Расширяя его учебно-материальную базу, Каптерев добился передачи техникуму педагогического музея. Таким образом, ему удалось создать систему учебно-воспитательных учреждений (детский сад, опытная школа первой степени, показательная школа и педагогический музей).

7 сентября 1922г. Каптерев скончался от воспаления легких.

2 Педагогические взгляды

2а) П. Ф. Каптерев дошкольном и семейном воспитании.

Видное место в творчестве Каптерева занимает вопросы семейного и общественного дошкольного воспитании. Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.

Ощущение- основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей, так как в это время ребенок почти совершенно не способен ни к какой более высокой и сложной психической деятельности. С этой оценивает и “дары Фребеля” (цветочные мячи, шар, цилиндр, куб, различные треугольники и палочки). Он предпочитает фребелевские игрушки тем предметам, которые непосредственно окружают ребенка и привлекают его внимание. “Дары Фребеля” и занятия с ними “весьма целесообразные средства для первоначального развития глаза”. Предметы жизни сложнее, чем искусственные игрушки вроде меча или шара. Но и предметы жизни в войдут позже в круг наблюдений ребёнка и его игр. В такой последовательности- сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные предметы- предлагает осуществлять педагогическое правило: от простого к сложному.

Он рассматривает “ дары Фребеля” и занятия с ними как специальные упражнения для органов чувств. Цвет, форма, движения - основные элементы, искусно выраженные во фребелевских игрушках, способных возбуждать одновременно различные органы чувств. При этом выдвигает условие во всех упражнениях ребёнок, должен быть самостоятельным участником, а не зрителем.

Он выступил против распространения си-мы дошкольного воспитания, считая её одной из систем, но не единственной, Предлагая выйти за рамки си-мы Фребеля Каптерев ратовал за расширение программы подготовки воспитательниц для детского сада.

В 70гг. прошлого столетия идея создания детских садов в России только начинала обсуждаться в обществе. Каптерев сумел правильно оценить педагогическое и общественное значение детского сада как воспитательного заведения для малышей. Во введении к 1-ому выпуску “Энциклопедии семейного воспитания и обучения” Каптерев писал, что сущность древнерусской семьи состояла в безусловном повиновении главе семьи и строгом выполнении религиозных обрядов. Но со времени Петра I родительский авторитет в семье поколебался, древняя набожность стала ослабевать, женщина перестаёт быть только блюстительницей семейного очага “Нить педагогического предания в семьях порвалась: старое воспитание отринуто и на его место ставится новое”.* С перестройкой семьи тесно связан вопрос о воспитании детей. Но нового воспитания ещё не создано. Это явление Каптерев называет “двойным кризисом”: перестройка семьи и перемена характера семейного воспитания. Важнейшими условиями правильного воспитания он считает выработку у детей общественной потребностью развития общественного чувства в совместных играх, в товариществе, в деятельности для других при условии полной свободы выборе друзей, приятелей, участников игр и различных союзов между учащимися Каптерев делает вывод, что старая семья оказалась расшатанной, а новой жизнь ещё не выработала. Рост рабочего класса, во влечениях женщин в фабрично заводской труд требовали расширения дошкольного общественного воспитания. Невозможность для многих родителей самим заниматься воспитанием детей порождало потребность в детских садах и яслях.”очевидно,- заключает Каптерев,- для рабочего класса решительно необходимы такие учреждения в которые можно было отдавать детей, отправляясь на работу, и грудных и малолеток вообще”.** В деревнях и сёлах детские сады и ясли особенно необходимы в летнюю пору, когда почти всё взрослое население было занято на работе в поле, а дети оставались без присмотра. Развития дошкольного общественного воспитания требовала и, по мнению Каптерева, собственно педагогическая необходимость, потребность детей в широком общении со своими сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, ”лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития”.***

Товарещиство - важнейшее условие детских игр. В общем, развитие ребёнка играми принадлежит выдающаяся роль. Каптерев видел в них одну из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развитию самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным развитием и воспитанием, так как захватывает детскую точность, целиком, в отличии от некоторых физ. упражнений, направленных на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно “общественная” (со сверстниками),- это “серьёзная школа для развивающегося мышления детей” и “условия правильного всестороннего развития детской личности”.****


* Энциклопедия семейного воспитания и обучения 1898, вып. 1, с.VIII

** История русской педагогии 2-е изд. Пг., 1915, с.699.

*** Там же, с.700.

**** Энциклопедия семейного воспитания и обучения, 1898, вып. IV, с. 55.

Каптерев доказал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей, так как они находятся в нём лишь часть времени, проводя основную его часть в семье. Индивидуальность ребёнка в правильно организованном детском саду не подавляет, а наоборот, развивается. В детском саду, который превращён в школу для малышей с введением в ней всех школьных порядков, воспитание целиком извращёно. Однако по извращенной форме нельзя судить о самой природе общественных учережденний. В детский сад собираются дети для свободных игр и занятий. Тут нет места принуждению и шаблону, дети по своему вкусу и склонностям группируются в играх и занятиях, в которых им, применяя свой опыт и знания, помогает воспитательница. Воспитательница не “буксир” тянущий за собой всех детей: куда она туда и дети. Каптерев признаёт правильным другое: куда дети туда и воспитательница. И тогда отпадут упрёки в стадности воспитания, его шаблонности, придавливании индивидуальности ребёнка и т.п. Это не означало, что Каптерев целиком отвергал руководство в дошкольном воспитании или предоставлял детям полную свободу в их занятиях, в выборе игр, их характере. Опыт и знания воспитательницы искусно направляет занятия и игры детей, но не навязчиво, не ради точности правил, системы или распорядка.