Смекни!
smekni.com

Педагогическая деятельность и взгляды П.Каптерева (стр. 3 из 5)

С именем Каптерева связаны подготовка и проведение Первого Всероссийского съезда в начале 1912г. вокруг редакции журнала “Воспитание и обучение”, в котором Каптерев был давним и постоянным сотрудником. Обьединилась группа педагогов и родителей для организации Всероссийского съезда по семейному воспитанию. В марте этого же года был создан организационный комитет, под председательством Каптерева, члены которого разработали положение о съезде и определили его вопросы (семья как воспитательная среда, научное изучение ребёнка, и физическое воспитание; нравственное, эстетическое и умственное воспитание; обучение в семье; общественные организации по вопросам воспитания и защиты детей). Съезд был подготовлен в значительной мере трудами Родительского кружка, статьями известных русских педагогов, психологов, врачей имиенистов в педагогических журналах “Воспитание и обучение”, “Педагогический сборник”, “Русская школа”, “Энциклопедия семейного воспитания и обучения”.

В своей речи на открытие съезда(30 декабря 1912г.) Каптерев подчеркнул, что современная жизнь и окружающая действительность ставят вопрос: укреплять ли существующие семейные основы воспитания, совершенствовать или заменять новыми, общественными? Заменить всецело семейное воспитание, общественным он считал невозможным, так как у семейного воспитания уже выработана своя система. А как он сочетается с общественным дошкольным – воспитанием – покажет, будущее. Однако уже теперь “живая связь семьи с общественными… есть необходимое условие правильного развития детской личности в семье”.*

Эту точку зрения поддержали участники съезда, высказывающиеся за необходимость улучшения и совершенствования как семейного, так и общественного воспитания.


* Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию СПб., 1914, т. 1, с. 60.

П.Ф. Каптерев высоко ценил семейное воситание и считал, что оно имеет самостоятельное значение, а не является “как бы отделением школы: то подготовляет к школе, то помогает прохождению школьных уроков”.*

Каптерев последовательно содействовал выяснению основ семейного воспитания, его целей, задач, характера,содержания и форм. Он считал, что родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены. Разработкой проблем семейного воспитания Каптерев внёс немалый вклад в сокровещницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей.

2б) Проблема школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева.

Вопросам школьного воспитания и обучения Каптерев всегда уделял большое внимание. Уже в перых своих печатных работах например “Как образовать стойкий характер”** он обосновал свой взгляд на школу, которая, по его мнению, должна создовать наилудшие условия для подготовки детей к жизни, не сводить воспитание к поддержанию внешней дисциплины, а обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения.

Становление характера и мировоззрения невозможно без развития умственной самодеятельности, приучение к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми средствами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые обобщения и выводы. Каптерев видел в эвристике основное средство обучения школьников искусству мыслить. Эвристика вносить в школу “дух науки, дух труда… сущность её заключается в том, школьники постоянно работали, постоянно делали самостоятельные усилия для приобретения выработки знания”.*** Под воспитанием Каптерев понимал “намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей”**** Воспитание влияет на разные натуры в неодинаковой, и нуждается степени. По его наблюдениям, наиболее, широко действует воспитание на детей со средними способностями, у которых многое следует “подправить, развить, укрепить, нечто ослабить, сократить, умерить, а иному дать другое направление”. Школа, однако, призвана обращать пристальное внимание на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять индивидуальные вопросы и потребности, руководить их самообразование. Многие практически важные ответы на вопросы о совершенствование психической деятельности, о способах борьбы с недостатками человеческой природы Каптерев не может найти в науке о воспитании. Он отмечает, что они “составляют предмет будущей педагогики”***** (например, вопросы совершенствования памяти, воображения, а также чувств, характера, воспитания трудных детей).


* Энциклопедия семейного воспитания и обучения , 1898, вып. VII, С.4.

** См. Семья и школа, 1874, №10

*** Народная школа 1874, №11, с.16.

**** Воспитание и обучение, 1898, №3, с.116.

***** Педагогический процесс. СПб., 1905.

Для правильной постановки воспитания и обучения необходимы знания детской психологии. В период детства вырисовывается вся природа, всё существо человека. Черта, преобладающего с детства над другими, развивается в последующие возрасты, “определяя собой всю духовную физиономию человека”.

Каждый ребёнок представляет собой своеобразную личность. Поэтому принцип индивидуализации воспитания и обучения Каптерев относил к существенным принципам педагогики. Но условие массовой школы широкая индивидуализация обучения оказывается не вполне осуществимо. И тогда на помощь приходит возможность типизации психических свойств юношества, возможность создания типов умов и поведения. Особо он выделял “душевные типы”, позволяющие приблизить к воспитываемым, понять их личную “мыслительность, чувствования и волю”*.

Рассматривая состав общеобразовательного школьного курса, Каптерев проводит чёткую грань между общим и специальным образованием. Это разграничение обусловливается разнородностью общего образования(математика), элементарностью и сжатостью, связностью и единством(в основе общеобразовательного курса – одна руководящая идея, один принцип). Основная система такого курса – “закономерное повсюдное развитие природы и человека; отличительный признак подобного курса – реально – философский”. При этом более подробно и основательно изучаются отдельные группы родственных предметов, естественнонаучных и гуманитарных, избираемых самими учащимися по своим умственным силам и склонностям. Общее образование сопровождается самообразованием и переходит в него.

Общеобразовательный курс, сохраняя по всюду основное единство строения, может видоизменяться применительно особенностям местности и потребностям населения. Иностранные языки и математику Каптерев исключал из числа обязательных учебных предметов общеобразовательного курса, но оставлял их в качестве самостоятельных предметов групповых (факультативных) занятий. Правда, один иностранный язык он все же допускал для изучения всеми учащимися. Каптерев видит сущность общеобразовательного школьного курса в ознакомление с элементами различных наук, а не языков. Элементы наук должны быть “ связаны и объединены, чтобы составить основы стройного мировоззрения”.

Групповые, факультативные занятия самыми разнообразными предметами по личному желанию учащихся составляют существенную часть учебного курса. Они должны содействовать, как и вся постановка обучения в средней школе, тому, чтобы юношество не только получало общее образование, но и смогло определить личные способности и склонности, чтобы по выходе из школы могло “сознательно или продолжать образование, или вступить в жизнь”. Школа должна воздействовать на развитие всех сторон личности всего человека, не подавлять его умственных склонностей, чтобы не “сделать психическую деятельность однообразной, скудной…”.


* Педагогический процесс, с. 41.

Задача заключается не в новых сочетаниях преподаваемых предметов, а в применении средств образования к известному складу умов. Умственные склонности учащихся, главные типы и разновидности детской души определяют основание для создания новых общеобразовательных систем. Достигать единства школы искусственным подавлением естественных различий детей – “дело неудобное и не полезное для развития государственной жизни”.

Справедливо полагая, что по одному шаблону образовывать и воспитывать всех нельзя, Каптерев критически оценивает не только систему общеобразовательных школ того времени, но и деление школ на классы. Он предлагает заменить их предметными классами: класс арифметики, класс истории и т.п. Тогда, по его мнению, состав учащихся в классе будет более однородным, чем в существующих классах, и программы будут изучаться быстрее и легче, способности учащихся обнаружатся раньше и легче, исчезнет “педагогический абсурд” – оставление на второй год. Предметные классы с полугодовыми и триместровыми учебными курсами, с разделением школ на отделения по возрастам учащихся и с определением для каждого возраста соответствующей группы учебных предметов должны, по его заключению, прейти на смену традиционной классной системе.