Смекни!
smekni.com

Воспитание как сфера общества (стр. 10 из 11)

Третий уровень – идеи о человеческом мире, человеческих отношениях, человеческой культуре. В свою очередь, эти знания можно разделить на общечеловеческие – то, что значимо для всего человечества, например, философия Аристотеля и Платона, музыка Баха и Моцарта, литература Шекспира и Гете (не трудно понять, что громадный вклад в сокровищницу мировой культуры внес и русский народ, создав свою особую культуру, от русской пословицы и поговорки до русского космоса); национальные – ценности, значимые для данного народа; корпоративные – ценности, относящиеся к той или иной сфере: трудовой, познавательной, эстетической и т.д.; индивидуальные – ценности, значимые для отдельного человека.

Помимо «знаниевого» содержание воспитания включает в себя деятельностный компонент, который направлен на формирование человеческой деятельности. Формирование деятельности связано с тем или иным знанием, поскольку, какую бы деятельность человек ни осваивал, он осваивает ее через знания, через способ получения и способ внедрения знания: трудовое воспитание так или иначе основано на освоении труда, и обучение математике имеет в основе своей познавательную деятельность. При этом знание становится знанием только в процессе его функционирования.

В рамках деятельностного компонента выделяется творческий компонент, предполагающий формирование способностей человека к созиданию нового, деятельности в нестандартной ситуации. В настоящее время формированию творческих способностей человека придается огромное значение, поскольку это не только важно для современного общества, но во многом есть истинное выражение человеческой сущности. Поэтому воспитание призвано не только подготовить человека к освоению существующего уровня культуры, но и сформировать человека, способного изменять этот уровень. В настоящее время этому аспекту воспитания уделяется громадное значение в педагогической науке. (Более подробно см.: [43; 44; 162; 169; 201; 217; 254; 297 и др.].)

Важнейший компонент содержания воспитания – мотивационно-смысловой, если угодно – мотивационно-смысловое пространство. Оно определяет ценности, становящиеся смыслами воспитания для человека. Этот момент крайне важен, потому что вне осознанной мотивации полноценное воспитание почти невозможно. Более того, вне осознанных мотивов бессмысленна сама жизнь человека. Это прекрасно показано в трудах В. Франкла, об этом также много писал Ф.М. Достоевский. К. Федин в «Последнем лете», описывая нахождение русских солдат в концлагере во время Первой мировой войны, делает вывод, что ни на каких других солдатах бессмысленность пребывания в плену не сказывалась так тяжело, как на русских. Об этом же размышляют А.А. Корольков [273], С.В. Перевезенцев [389] Последний пишет: «Но есть, как кажется, иная и самая главная причина: русский человек, архетипически воспитанный православием и, позднее, социализмом, не хочет жить в капитализме. По большому счёту капитализм для русского – это антихристово воплощение. И русский готов скорее умереть (от пьянства, от безысходности, от чего угодно), чем стать капиталистом. Ведь для этого нужно воровать, обманывать, убивать. Русский человек утерял смысл своего бытия. Опять же это далеко не отвлеченное умозаключение или же праздная красивая фраза. Развивая новое научное направление – психодемографию, учёные вывели закон «духовно-демографической детерминации»: при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовного состояния общества сопровождается снижением (ростом) заболеваемости и смертности. В отношении России они пришли к выводу о том, что причиной демографической депопуляции стал курс реформ, направленных на доминирование идеалов потребительского общества. Иначе говоря, каждый сам за себя. Таким образом, из нашей сегодняшней жизни исчезла не только духовная, но теперь и общественная составляющая». Этот аспект сознания человека хорошо осмыслен в замечательных работах С.Л. Рубинштейна [445].

И этот мотивационный аспект, безусловно, очень важен и в воспитании, и в обучении. А.Н. Леонтьев писал, что «тот смысл, который приобретает для ребёнка предмет его учебных действий, предмет его изучения, определяется мотивами его учебной деятельности. Этот смысл и характеризует сознательность усвоения им знаний. Значит, недостаточно, чтобы ребёнок усвоил значение данного предмета – безразлично теоретическое или практическое, но нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми знаниями, станут подлинными “органами его индивидуальности” и, в свою очередь, определят его отношение к миру» [300]. В.П. Зинченко также указывает на то, что только при наличии мотивации, осознании смысла изучаемого знания знание становится живым знанием – знанием, развивающим ребёнка [201]. Словом, мотивационное начало в воспитании имеет огромное значение, потому что оно определяет его смысл, его значимость и предзаданность, или, говоря словами А.Н. Леонтьева, В. Франкла и В.П. Зинченко, делает знание «живым знанием».

Что лежит в основе мотивационного пространства воспитания? Ценности, становящиеся смыслами человеческой деятельности и человеческой жизни.

Можно выделить несколько групп таких смыслов-ценностей.

Во-первых, это духовные, религиозные ценности. Это понимание того, что человек находится в ответственности перед Господом.

Вторая группа ценностей – общечеловеческие ценности. Это осознание своей ответственности и значимости своей деятельности перед человечеством.

Третья группа – национальные, народные ценности. Это ответственность человека перед своим народом.

К четвертой группе относятся ценности корпоративные (профессиональные, сословные, групповые и т.д.) и ответственность человека перед той или иной корпорацией.

Пятую группу ценностей составляют ценности индивидуальные, ответственность человека перед собой.

Осмысливая значение всех содержательных компонентов в воспитании, надо сказать, что первые три компонента несут в себе объективное начало, последний отражает субъективное отношение к миру. Труд характеризует отношение человека к миру – это объективная характеристика; отношение человека к труду – это его субъективная характеристика. Но отношение к труду не менее важно, чем сама трудовая деятельность. Человек выполняет определенный труд. Но во имя чего он выполняет его, что является ведущим мотивом его деятельности: долг перед Богом, страной и т.д.? Ребенок учится. Но каковы мотивы его учения?

Сравнивая знаниевый и мотивационный аспекты, следует сказать, что они находятся между собой в достаточно сложных отношениях: они могут не пересекаться, могут отчасти пересекаться и могут составлять нечто единое, выступая, с одной стороны, как содержание воспитания, а с другой – как его смысл. Например, человек изучает музыку – это содержание его воспитания, но музыка может быть и смыслом жизни человека.

Говоря о соотношении этих компонентов, следует заметить, что нередко первая сторона, т.е. знаниево-деятельностная, отождествляется с обучением, а вторая, т.е. отношенческая, мотивационно-смысловая, – с воспитанием в собственном смысле этого слова.

Представленное в данном параграфе описание содержания воспитания является только простой констатацией фактов, его внешним описанием. Как сделать содержание воспитания живым – вот главный вопрос, на который должна ответить педагогическая наука.

Таким образом, содержание воспитания – это громадный и сложнейший мир педагогической культуры, начиная со знания о ближайшем окружении ребенка и заканчивая сложнейшими научными системами; мир, включающий систему разных видов деятельности и систему мотиваций.

Организация воспитания

Воспитание есть нечто единое и целостное. Что же делает воспитание целостной сферой общества, целостным организмом? Благодаря чему реализуется то или иное содержание воспитания? Благодаря его организации.

Именно организация связывает воспитание в единую целостную функционирующую сферу. Мы вводим это понятие, чтобы обозначить процессуальные характеристики воспитания на всех уровнях его существования.

Мы уже говорили о том, что в анализе воспитания важно исходить из двух уровней его существования: это, во-первых, общество и его сферы, социальная среда, решающие вопросы социального народного воспитания, и, во-вторых, система воспитания, представляемая всей системой институциональных форм воспитания. Наиболее сложный вопрос – организация воспитания на первом уровне, т.е. на уровне общества и социальной среды.

Понятие организации включает в себя весь спектр процессуальных характеристик функционирования институциональных форм воспитания от управленческих структур до деятельности конкретных воспитателей и учителей. Образно говоря, это процесс от педагогических решений президента страны и педагогических решений разных уровней властей до уровня учителя, когда учитель с помощью методов и приемов доводит до ученика эти решения через обучение конкретному учебному предмету, через определенные технологии. Словом, весь процесс от осознания цели и принятия решения на самом высоком государственном уровне до работы учителя – это единый процесс организации воспитания, благодаря чему становится возможным современный процесс воспитания.

Взаимодействие осуществляется на уровне не только целостных институтов, но и отдельных структурных компонентов воспитания с теми или иными структурами общества, на уровне видов воспитания и соответствующих сфер общества, институтов, содержания, технологий. Достаточно указать на то, насколько сложно содержание воспитания, и насколько сложны его связи с теми или иными компонентами общества.