Смекни!
smekni.com

Научные и обыденные представления о сознании и бессознательном (стр. 2 из 5)

В результате контент-анализа отобранных текстов выделены следующие идеи, наиболее часто вкладываемые в определения сознания: 1) сознание как отражение, как познание; 2) сознание как отношение и переживание; 3) сознание как регуляция; 4) сознание как осознание (в т.ч. и самосознание); 5) сознание как интеграция внутренней психической жизни; 6) сознание как высший уровень развития психики, имеющий культурно-историческое происхождение и связанный с речью; 7) сознание как функция чего-либо; 8) сознание как часть психики. Кроме того, был выявлен и ряд идей с низкой частотой встречаемости. В их числе, например, такие как «со-бытие, сопровождение, обеспечение сознанием бытия личности» [1], «...появляется утром после пробуждения от сна без сновидений и длится весь день до очередного засыпания или же до состояния, которое можно назвать “бессознательным”, например, комы или смерти» [43] и ряд других.

Перейдем к представлениям о бессознательном. Трудность, с которой мы столкнулись в ходе анализа научной литературы, состояла в небольшом количестве найденных определений данного термина (всего 17). Временной интервал опубликования текстов, содержащих отобранные определения, охватывал период с 1921 по 2007 г. Все дефиниции в ходе контент- анализа были разделены на негативные и позитивные. Подобное деление имеет давнюю историю в психологии. Еще Д.Н. Узнадзе говорил, что определение бессознательного в психоанализе является негативным, и предлагал понятие «установки» как позитивное определение бессознательного [цит. по: [5] С. 31-32]. Негативные определения предполагали дефиницию бессознательного через отрицание признаков сознания (осознаваемости, контролируемости и др.). В эту группу попало подавляющее большинство анализируемых текстов (более 80%). Поскольку подобное исследование не позволило реконструировать содержательную характеристику бессознательного, мы проанализировали еще психологические концепции изучаемого феномена, в которых сущность этого феномена раскрывается через описание его содержания [2; 5; 15; 20], Гербарт И.Ф. [по: [17; 31; 34; 35; 39]. Проведенный анализ выявил те явления, которые включаются авторами в сферу бессознательного, восполняя лаконизм или отсутствие развернутых определений: сильные и неодоб- ряемые обществом чувства и желания; восприятия малой интенсивности; хранилище памяти; примитивные потребности и инстинкты; архетипы; сон; неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности; рефлексы; неосознаваемые компоненты творчества; воспоминания, связанные с рождением; мистические переживания.

Затем от изучения совокупности научных идей о сознании и бессознательном мы перешли к исследованию соответствующих социальных представлений. На третьем этапе проводилось выявление элементов центрального ядра социальных представлений. Для этого рассматривались определения, которые даются в современных толковых словарях и ассоциативных словарях русского языка. Так, в словаре С.И.Ожегова [25] «сознание» имеет следующие толкования:

см. сознать, -ся: то же, что и осознать; 2. человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности;

состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать отчет в своих поступках, чувствах; 4. мысль, чувство, ясное понимание чего-н.; 5. то же что и сознательность: умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определить свое поведение.

Слово «бессознательное» не имеет статуса имени существительного, а приводится как прилагательное, производное от «бессознательный». В современном толковом словаре [25] этому слову даются следующие значения: 1. сопровождаемый потерей сознания;

непроизвольный, безотчетный.

Далее провели сравние словарные значений слов «сознание» и «бессознательный» с научными идеями о сознании и бессознательном. Сопоставив научные идеи относительно сознания и словарные значения этого слова, мы обнаружили наличие как сходных, так и различающихся компонентов. Сходство обнаруживается в следующем: 1) сознание как отражение, как познание; 2) сознание как осознание (в т.ч. и самосознание). В словарной статье содержатся два значения — «состояние человека в здравом уме и памяти» и «ясное понимание чего-н.», не обнаруженные нами в научных определениях сознания.

Словарные значения слова «бессознательный» согласуются с выделенными на основании анализа текстов научными идеями о бессознательном. Значения, представленные в толковых словарях, относятся к группе «негативные определения» и обнаруживают сходство со следующими научными идеями бессознательного: «То, что не осознается», «То, что не контролируется».

На следующем, четвертом этапе проводилось эмпирическое исследование социальных представлений о сознании и бессознательном. В исследовании приняли участие студенты 1 -3 курсов разных факультетов Пермского государственного университета: 240 чел. в возрасте от 17 до 22 лет. Выборка уравновешена по полу. В нее не вошли студенты специальностей «Психология» и «Философия». Исследование проводилось до изучения дисциплины «Общая психология».

Поскольку данная работа выполнялась в традиции школы С.Московичи, была выбрана качественная методология исследования. Методами сбора данных выступили ассоциативный эксперимент, метод рисунка и метод определений. Помимо представлений о сознании и бессознательном нами изучались также представления студентов о душе и психике. Включение последних в исследование позволило нам рассматривать представления о сознании и бессознательном не изолированно, а в контексте интегральных понятий для отображения психического. Другими словами, мы пытались взглянуть на «сознание» и «бессознательное» с точки зрения той картины психического, которая есть у испытуемых.

Содержание пятого этапа составила обработка данных, полученных в ходе эмпирического исследования. Для данных ассоциативного эксперимента она осуществлялась с применением как прототипического анализа П.Вержеса [7], так и контент-анализа. Первая методика позволяет реконструировать ядерно периферическую структуру социальных представлений. Второй способ обработки представляет собой качественно-количественный метод, который позволяет ключевые понятия (идеи) и подсчитывать частоту их употребления. Посредством контент-анализа обрабатывались также полученные от испытуемых рисунки и определения. Нами были разработаны системы категорий контент-аналитического исследования эмпирического материала, единые для представлений о сознании, бессознательном, душе и психике.

В результате анализа была выделена совокупность идей, востребованных в социальных представлениях о сознании и бессознательном.

Следующим этапом нашего исследования была реконструкция ядерно-периферической структуры представлений. Как уже отмечалось, прототипический анализ как раз предназначен для этих целей. Что касается данных контент- анализа ассоциаций, рисунков и определений, то к ним была применена процедура, аналогичная прототипическому анализу. Она же применялась и по отношению результатам контент- анализа научных определений. Ключевой момент этой процедуры, заимствованный из прототипического анализа П. Вержеса, состоит в том, что критерием для выделения центрального ядра, потенциальной зоны изменений и собственно периферической системы служит частота встречаемости элемента, в нашем случае категории контент-анализа. Полученная ядерно-периферическая структура научных и обыденных представлений отражена в табл. 1.

Полученные результаты, графически отображенные на рис. 1 и 2, свидетельствуют о том, что ядро научных представлений о сознании более компактно, содержит всего две идеи: сознание как осознание и сознание как отражение. Ядро социальных представлений содержит большее количество идей — девять, которые носят разноплановый характер. Обе ядерные идеи научных представлений в трансформированном виде присутствуют в ядре социальных представлений.

В потенциальной зоне изменений как научных, так и социальных представлений содержится по 6-7 идей, две из которых являются сходными: сознание как «высшее» (высшая ступень развития психики [24] и сознание как картина мира. Две идеи из потенциальной зоны изменений научных представлений — сознание как мышление и сознание как функция (мозга) находят отражение в центральном ядре социальных представлений о сознании. Другими словами, частота встречаемости этих идей в обыденном сознании выше, чем в научных определениях.

Результаты сравнения центрального ядра и потенциальной зоны изменений научных и социальных представлений о сознании иллюстрируют рис. 3 и 4.

Таким образом, можно констатировать, что в потенциальной зоне изменений научных представлений содержится ряд идей, не имеющих аналогов в ядре и потенциальной зоне изменений социальных представлений о сознании. Это следующие идеи: сознание как отношение и переживание и сознание как интеграция внутренней психической жизни.

В потенциальной зоне изменений социальных представлений содержится также ряд идей, которых нет в ядре и потенциальной зоне изменений научных представлений. Назовем эти идеи: сознание как понимание чего-либо, сознание проявляется в поведении и деятельности, сознание обеспечивает адекватность человека, сознание получает положительную оценку, сознание противоположно бессознательному и трудность определения сознания.