Смекни!
smekni.com

Научные и обыденные представления о сознании и бессознательном (стр. 4 из 5)

Сравнение центрального ядра и потенциальной зоны изменений научных и социальных представлений о бессознательном (см. рис. 7) свидетельствует о том, что общими для ядра и потенциальной зоны изменений научных и социальных представлений являются идеи о включении в бессознательную сферу инстинктов, сна и автоматизмов.

Из собственно периферической зоны научных представлений о бессознательном в ядро социальных представлений проникает идея о рефлексах как элементах бессознательной сферы. Этот факт говорит о том, что уровень «раз- деляемости» идей (термин Т.П. Емельяновой [15]) в группе ученых и в студенческой группе различается.

Сравнение также показывает, что в ядре социальных представлений о бессознательном не содержится идей, не вошедших в ядернопериферическую структуру научных представлений о бессознательном.

Ряд идей, попавших в ядро и потенциальную зону изменений научных представлений о бессознательном, не нашел поддержки в обыденном сознании. Это идея о том, что бессознательное может быть определено положительно, а также идеи относительно феноменов бессознательной сферы, таких как хранилище памяти, восприятия малой интенсивности, архетипы, воспоминания о травмирующих событиях, установка, нормы и правила поведения.

Для социальных представлений о бессознательном характерно наличие идей, описывающих разные частные стороны феномена. Этот факт говорит в пользу большей конкретности социальных представлений. Анализируя состав социальных представлений о бессознательном, можно также говорить об их нацеленности на удовлетворение повседневных нужд и потребностей субъекта.

Таблица 3. Этапы трансформации научных идей в социальные представления

Этапы объективации Идея сознания Идея бессознательного
1. Персонификация научных знаний и феноменов Хотя пять процентов испытуемых в ассоциациях к слову «сознание» называют имя З.Фрейда, мы считаем, что этот этап имел место далеко в прошлом, и поэтому имена ученых, разработавших это понятие, уже растворились в культуре и исчезли из состава социальных представлений. Проявляется в упоминании имен З.Фрейда и К.Юнга в данных ассоциативного эксперимента (13,75%) и метода определений. Это говорит о проникновении идей психоанализа в обыденное сознание. Напомним, что в нашей стране психоанализ длительное время был под запретом. С другой стороны, несмотря на относительно частое употребление понятия рефлексов, в связи с бессознательным имя И.П. Павлова фактически не встречается. Следовательно, идея рефлексов уже вросла в сознание непрофессионалов.
2. Отбор и исключение из контекста отдельных элементов научной теории (явления) Не все научные идеи представлены в обыденном сознании. Кроме того, одни научные идеи вросли в социальные представления, а другие встречаются достаточно редко. Лишь половина научных идей, описывающих содержание бессознательного, представлена в обыденном сознании. Остальные либо еще не проникли в обыденное сознание, либо не оцениваются как полезные в повседневной деятельности. Кроме того, одни научные идеи «вросли» в социальные представления (например, «инстинкты»), а другие встречаются достаточно редко (например, «хранилище памяти»).
3. «Формирование фигуративной схемы», «образного ядра» Наличие образных, наглядных элементов: мозг, человек, объекты верхнего мира (солнце, небо, облака и др.) и т.д. с высокой частотой встречаемости. Наличие образных, наглядных элементов: объекты нижнего мира (почва, тьма, бес и др.), человек, бутылка (нарушение социальных норм), кровать и т.д. — с высокой частотой встречаемости.
4. «Натурализация», «онтизация» «фигуративной схемы» и составляющих ее элементов, т.е. «придание образу материальной плотности» [74, с. 113]. К примеру, такие суждения, как «сознание может иногда кричать, что будет беда», «сознание может управлять нашими мыслями, чувствами, поступками», «сознание руководит внутренне мозгом», свидетельствуют о том, что здравый смысл оперирует элементами «фигуративной схемы» как «вещественными природными объектами». Не представляется возможным говорить об этом этапе, так как само слово «бессознательное» не получило еще должного закрепления в русском языке и поэтому не может рассматриваться как «вещественный, природный объект»

Соотнесем полученные результаты с описанными в литературе этапами, которые проходит научная идея при трансформации в социальные представления. Из табл. 3 видно, что социальные представления о сознании обнаруживают элементы, свидетельствующие о втором, третьем и четвертом этапах объективации.

Первый этап трансформации был достаточно давно, поэтому имена ученых, разработавших это понятие, уже растворились в культуре и исчезли из состава социальных представлений. Социальные представления о бессознательном включают в себя элементы, относящиеся к первому, второму и третьему этапам объективации. Говорить о четвертом этапе трансформации научных идей в социальные представления не представляется возможным, так как само слово «бессознательное» не получило еще должного закрепления в русском языке и поэтому не может рассматриваться как «вещественный, природный объект».Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Реконструирована характерная для современной российской культуры и присущая таким ее носителям, как активно работающие ученые-психологи и студенты, ядернопериферическая структура научных и социальных представлений о сознании и бессознательном. Все идеи, образующие центральное ядро научных представлений о сознании, проникают в трансформированном виде в ядерную зону социальных представлений. Центральное ядро научных и социальных представлений о бессознательном образовано большим количеством идей, чем в представлениях о сознании. Это свидетельствует о том, что представления о сознании характеризуются большей устойчивостью, стабильностью, чем представления о бессознательном.

В социальных представлениях о сознании преобладают феномены, описывающие познавательную активность субъекта.

Неявным основанием для формирования представлений о бессознательном являются представления о сознании. Представления о бессознательном выстраиваются как отрицание идей, высказанных в представлениях о сознании.

В ядро социальных представлений о сознании и бессознательном попадают идеи из неядерной части научных представлений об этих феноменах. Другими словами, частота встречаемости одних и тех же идей в научных и социальных представлениях различна.