Смекни!
smekni.com

Пол и сексуальность Детерминанты пола (стр. 2 из 4)

Старый спор о вреде или пользе мастурбации в значительной мере определяется неверной постановкой вопроса, так как существует не один, а несколько типов мастурбаций, часто имеющих между собой весьма мало общего (детская генитальная игра, не связанная с семяизвержением и оргазмом; снижающая напряжение мастурбация периода юношеской гиперсексуальности; мастурбация как временная замена отсутствующей нормальной половой жизни у взрослых; вынужденная, навязчивая мастурбация, вытесняющая прочие формы половой жизни и т. д.).

Подростковая и юношеская мастурбация статистически является наиболее массовой. С одной стороны, она служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами, с другой — стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свою половую потенцию, получить чувство удовлетворения и т. д.

Осведомленность родителей о подростковой мастурбации еще ниже. Заметив признаки мастурбации у своих детей, родители чаще всего бывают потрясены, испуганы и реагируют резко негативно: начинаются запугивания, запреты и даже физические наказания. В лучшем случае они демонстрируют к этому проявлению развивающейся сексуальности подростка брезгливо-презрительное отношение.

Сексуальные-фантазии подростков в этой стадии существенно отличаются от эротических фантазий предыдущей, платонической стадии: здесь можно говорить о наличии образов конкретного сексуального контакта. В этом возрасте половое воспитание юношей и девушек с использованием медицинской терминологии (полюции, менструации, эрекции, оргазм и т. п.) становится необходимым. Принимая во внимание тот факт, что часть подростков вступает в половые контакты до 16 лет, следует сосредоточить половое просвещение на вопросах контрацепции и профилактики венерических заболеваний.

4. Стадия зрелого полового сознания. Основным отличием этой стадии является гармоничное соотношение всех компонентов предыдущих стадий (понятийного, возвышенно-романтического и специфически сексуально-чувственного) по сложившейся системе морально-этических критериев.

Представления 3. Фрейда о процессе психосексуального развития предполагают в качестве основной и определяющей модели для подражания в раннем детском возрасте фигуру родителя того же пола.

Именно в это время ребенок подвергается социализации, вступающей в конфликт с его эгоистическими потребностями. Начинается активное использование местоимения "я", познание таких понятий, как "можно", "нельзя", "стыдно", "плохо", "хорошо", "неприлично" и т. п., ранее неведомых для ребенка ("Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха..."). Не случайно в это время у детей появляются негативизм и упрямство, своеволие, реакции эмансипации и проявления деспотизма, механизм которых направлен на отстаивание своего "Я" и преодоление зависимости от родителей. В этом следует видеть не признаки "испорченности", а первые сумбурные проявления личности, "самости".

Родителям следует понимать особенности этого возраста и постараться пройти между подавлением личности ребенка, чреватым последующей его пассивностью и зависимостью и деспотическим манипулированием ребенком своими родителями, а впоследствии и окружающими людьми. Формирование "Я" проявляется также в детской любознательности, в форме бесконечных "почему?".

К пяти годам ребенок усваивает основные представления о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми.

К семи годам он становится менее спонтанным, утрачивает непосредственность и наивность. В это время у него появляются собственные переживания, которые не хочется открывать взрослым, формируются представление о себе, самооценка, самолюбие, самоуважение. Меняется и отношение к взрослым, к окружающим людям (Л. С. Выготский, 1984).

Препубертатный возраст характеризуется отсутствием внешних признаков развивающейся сексуальности, что косвенно подтверждает положение 3. Фрейда о периоде латентной сексуальности. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного возраста подражательно, носит характер поиска информации, ознакомления с проблемой, пробного осознания своей маску-- линности или фемининности.

Отдельно следует рассмотреть пубертатный период, из которого выходит уже фактически взрослый человек. Границы этого периода простираются от менархе (первой менструации) и эякулярхе (первого семяизвержения) до остановки роста.

Заканчивается он репродуктивной зрелостью, завершающей соматическое половое развитие, когда организм готов к воспроизведению вида. Признаками репродуктивной зрелости являются у женщины регулярные овуляторные циклы, а у мужчины — регулярная продукция зрелых и полноценных сперматозоидов. Чаще этот период определяют в возрастных границах от 12—13 до 17—18 лет.

Бурная телесная перестройка в этом возрасте вызывает ряд эмоциональных проблем, таких, как сомнение в правильности своего развития и роста, тревожно-мнительное отношение к собственной внешности, неуверенность в собственном соответствии образцам маскулинности и фемининности, принятым в соответствующей культуре и в подростковой субкультуре. Возникают идеи о собственной малоценности, непривлекательности, даже уродливости (подростковая дисморфофобия, синдром Квазимодо или комплекс "гадкого утенка"). Особое значение придается наиболее демонстративным ориентирам повзросления — развитию вторичных половых признаков.

Особенности подростковой психики определяются первым делом разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта диссоциация и обуславливает определение подросткового возраста как "трудного". По данным А. Е. Личко (1983), физическая зрелость у подростков опережает социальную в среднем на пять-семь лет.

Подростковый период вновь возвращает юношу или девушку к проблеме половой идентичности, когда критерий маскулинности и фемининности приобретают откровенно сексуальный оттенок. Этот акцент пронизывает всю сферу межличностных отношений подростка, определяя следующие типичные реакции (А. Е. Личко, 1975; 1983; 1986):

— Реакция эмансипации. Состоит в явном стремлении освободиться от контроля, опеки и руководства со стороны взрослых. Внешне это может проявляться в негативизме по отношению к родителям, учителям, стремлении противоречить, поступать по-своему. Реакция может протекать мягко, выражаясь только в тренинге механизмов самоутверждения, и бурно, в виде бунта против всего "мира взрослых" с его ценностями, доходя порой до антисоциального поведения.

— Реакция группирования. Проявляется в мощном стремлении сплотиться со сверстниками. Чем меньше значения подросток в это время придает оценке своих действий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников.

Подростковая субкультура приводит к формированию микрогрупп с жесткой иерархической структурой, внутригрупповым символизмом поведения и языка, своими обрядами, традициями, системой наказаний и поощрений, своей территорией и т. п.

Понятно, что в крайнем выражении это может привести к созданию криминальной микрогруппы (шайки, банды, группировки).

—Реакция увлечений. По А. Е. Личко, представляет собой сплав увлечений и интересов. Особенность подростковых хобби — это стремление к легкому, поверхностному общению, которое не столь логично и информативно, сколь эмоционально. Хобби могут быть какими угодно: от футбольного "фанатизма" до накопительства. Отдельного исследования требует увлечение компьютером, предоставляющим возможность погружения в виртуальную реальность.

Взрыв сексуальности в этом возрасте вызывает активную подростковую-мастурбацию, практикуемую, по данным А. Кинзи, 96% мужчин и 62% женщин . Причем, как подтвердили исследования Г. С. Васильченко (1977), наиболее высокий процент был выявлен среди сексуально здоровых мужчин, а наименьший — среди лиц, страдающих сексуальными расстройствами. По данным А. М. Свядоща (1984), не мастурбировавшие в пубертатном периоде женщины, став взрослыми, в три раза чаще страдают аноргазмией, чем мастурбировавшие.

Для молодежи крупных городов первым делом характерно снижение возраста начала половой жизни (С. И. Голод, 1984; 1986; 1989). Интересно обнаружение корреляции между возрастом начала половой жизни и личностными характеристиками подростков. Так, раннее начало половой жизни чаще наблюдается у подростков активных, легко общающихся, коммуникабельных, но в то же время проявляющих излишнюю тягу к риску, авантюрному поведению, конфликтных по отношению к взрослым, склонных к употреблению алкоголя и наркотических средств.

Позднее начало половой жизни чаще наблюдается у лиц с более развитым чувством ответственности, исповедующих определенные нравственные ценности и в то же время трудно общающихся, менее уверенных в себе, более тревожных.

Психосексуальное развитие и полоролевое поведение всегда являет собой удивительный сплав биологических, психологических и социальных аспектов существования человека как носителя пола.