Смекни!
smekni.com

Социальная работа с гражданами без определенного места жительства (стр. 2 из 5)

Итак, по трем основным стратификационным критериям – экономическому, политическому и профессиональному, которые упомянуты выше, слой нищих характеризуется отрицательно, он просто паразитируют на том, что у других, верхних слоев, по этим же критериям есть тот или иной социальный вес. Остановившись внизу на долгое время, нищие практически делались жертвами личностной деградации. Крупный исследователь бедности и нищих Д. А. Дриль внес в этом отношении суровый приговор: «Они еще достаточно стойки, чтобы влачить жалкое физическое и нравственное существование подонков и отребья общества, но уже не имеют достаточных сил для борьбы за лучшее существование.» [№ 9 с. 27]. Традиционно нищие составлялись из лиц, которые не могли или не хотели работать. «Трудовую мотивацию» последних хорошо иллюстрируют слова босяка: «Чем себя ломать на работе – то, мы лучше постреляем…, по крайней мере спина не будет болеть. Да и мозолей на руках не будет… Мы люди вольные !» [№ 3. с. 96].

Исследователи давно обратили внимание на социальную гетерогенность слоя нищих, в составе которого обнаружились бывшие дворяне, разорившиеся купцы и мещане, фабричные рабочие, потерявшие место. Но основной массив нищих в земледельческой России составляет выходцы из деревни. Лица дворянского звания получали в городских приютах, ночлежках и пересылочной тюрьме более удобное помещение, рассчитанное на состав до 15 человек. Им выдавались бесплатные казенные бумаги и чернила и разрешалось держать кровати открытыми и отдыхать на них днем; на «черной» половине кровати крепились днем к стене. На каждую кровать полагались тюфяк, набитый соломой, серое байковое одеяло и подушка. Удобства были особенно ценными учитывая скверное состояние здоровья подавляющей части нищих. Но этот отблеск старой привилегированной жизни не отменял общей деклассированности нищих как столичных, так и провинциальных [№ 3. с.6; 25].

В отечественной дореволюционной социологии всегда были сильны тенденции психологизации общественного бытия. А. Бахтияров, которого поддерживали другие социологи построил типологию нищих на соединении следующих субъективных и объективных моментов: во-первых, на мотивах нищенской деятельности, как они осознаются самими побирающимися; во-вторых, на личном мотивационном отношении к нищим того кто им подает, ибо без жалости их побирушество не имело бы места; в-третьих, на возможных практических мерах блокировки и уничтожения нищенства на основании двух предыдущих мотивационных установок. Исходя из этого замысла, автол обнаружил шесть различных групп нищих, составляющих сложную стратификационную композицию этого слоя в русском обществе на рубеже XIX – XX веков:

1. лица «злой воли» «притворного лукавства» вполне сознающие безнравственность своей деятельности, но продолжавшие бы заниматься обманным промыслом даже при возможности жить честно. Меры профилактики этой группы только карательные [№ 2, с. 44].

2. Лица не вполне осознающие аморальность обмана и занимавшиеся им «бессознательно» и добровольно.

3. Лица, не сознающие позора нищенства и обмана, с ним связанного, вследствие своего «воспитания» улицей, нравственной деформации и физического вырождения. Для этих людей «детей Хитрова рынка» нужны не тюрьмы, а богоугодные заведения, приюты, лечебницы.

4. Лица, которые побирались по постороннему внешнему давлению ситуационному, так и персональному.

5. Лица руководствующиеся религиозными побуждениями. Сбор милостыни расценивается ими как дело «угодное богу».

6. Лица глубоко убежденные в своем жизненном праве на подаяние, не замечающие, что оно не сообразно с человеческим достоинством. Обычно это глубокие старики и старушки, бившиеся всю жизнь, как рыба об лед, и надеющиеся под конец получить заслуженный своеобразный пансион и отдых от забот и труда.[№ 14, с. 64-66].

1) Возвращаясь к истории Герцен зон описывает, что в настоящее время, в связи со значительными достиже­ниями в области социалистического строительства, в связи с экономическим подъемом СССР, а также в связи с проводимым в жизнь лозунгом революции быта, намечаются решительные шаги в сторону интенсификации борьбы с социальными анома­лиями — в широком смысле слова. С этой целью разрабатывается перспективный план борьбы с нищенством, беспри­зорностью и проституцией. В упомянутом уже постановлении II сессии ВЦИК отмечается в качестве ближайшей задачи «развер­тывание мероприятий по борьбе с нищенством, беспризорностью и проституцией путем организации трудовых колоний и т. п. учреж­дений, с отпуском средств на эту цель по государственному и местному бюджетам». Все это указывает на то, что мероприятия по борьбе с социальными аномалиями получают вполне реальную базу. Если в деле борьбы с преступностью отсутствие плановости зачастую весьма отрицательно отражалось на эффективности соответствующих мероприятий, и ныне ставится вопрос о коренной реорганизации системы борьбы с преступностью на основе ее рационализации и согласования деятельности различных учреждений и организаций, то хотя бы на этом примере, близком рассматриваемым нами явлениям, можно видеть, насколько своевременно и необходимо теперь же при начале работы в области борьбы с социальными аномалиями исходить из начал плановости. Разумеется, планиро­вание борьбы с последними представляет собой весьма сложную проблему, которая везших условиях должна покоиться на строго научных основаниях. [№ 5 с. 68] *

2) Откуда берется вся эта масса нищих и как долго они на­ходятся в Москве? Вполне естественно, что крупнейший центр — Москва привлекает людей со всех концов. И точно так же, как и во всех областях, и в отношении нищих можно отметить определенную и вполне понятную тягу в Москву. Так, из 312 нищих оказалось 183 человека или 58,6% всего числа прибывших в Москву и проживших в ней от 1 дня до 2—3 лет. Эти данные, несмотря на то, что обследованию подверглась лишь часть московских нищих, все же свидетельствуют о том, что масса московских нищих формируется не столько из населения сто­лицы, но в большинстве своем из деревни и провинциальных городов нашего Союза. Вполне понятно, что столица, в данном случае Москва, является наиболее благоприятным местом для того, чтобы представители этих различных групп населения, как города, так и деревни, начали заниматься здесь нищенством. В этом отношении весьма показательны цифры, которые говорят за то, что из всей массы прибывших нищих в Москву более 60% из них начали заниматься своим ремеслом лишь в Москве. Из каких же мест нашего Союза и зачем, с какой целью прибывают эти лица, вступающие затем на путь нищенства? Из всего количества прибывших в Москву 34,0% их падает на выходцев из центральных губерний (здесь на первом месте стоит Московская губерния, затем идут Брянская, Рязанская, Тверская, Тульская, Калужская, Владимирская, Смоленская, Иваново-Вознесенская, Нижегородская губ. и др.). На другие же районы РСФСР (Северный, Сибирь, Приволжские губ. и др.) падает на все вместе лишь 30,0%. Остальное количество по данным распределялось по союзным республикам (БССР, УССР, ЗСФСР и др.).

Среди прибывших первое место принадлежит зем­ледельцам — здесь их более половины. Деревня, которая вслед­ствие аграрного перенаселения все время наполняет кадры безработных в крупных городах, точно так же занимает домини­рующее место и среди нищих. Второе место принадлежит бес­призорным.

Из прочих социальных групп, прибывающих в Москву, сле­дует отметить лиц случайного заработка, рабочих и др.

Какова же была цель приезда этих лиц в Москву?

Наибольшее количество нищих (34,4%), приехало в Москву с целью нищенствования. Эти лица и до Москвы занимались этим ремеслом, но столица их притягивает как место, где нищенством можно заработать больше, чем где-либо. Стремясь в Москву, они надеются получить некоторую помощь от тех или иных государ­ственных организаций (собес, соцстрах), после получения которой они все же продолжают свое нищенство. Среди лиц этой группы большой % падает на нищенство профессионалов.

Почти такое же количество (30,0%) прибывающих в Москву лиц приезжают в столицу с целью найти заработок, устроиться куда-либо на работу. Здесь, главным образом, разорившиеся зем­ледельцы, хотя встречаются и рабочие и представители других социальных групп населения. Эти лица, не учитывая безработицы, которая в Москве больше, чем в других городах, скоро убеждаются в том, что найти в Москве работу приезжему почти невозможно. Но все же эти лица остаются в Москве, ибо возвращаться домой они считают бесполезным, так как это означало бы снова вернуться к разбитому корыту. Прожив небольшие сбережения, скопленные с большим трудом на дорогу и на первое время, пока не будет найдена работа, эти лица начинают мало-помалу заниматься ни­щенством, рассматривая свое ремесло как временное занятие, до приискания заработка.

Близко к этой группе примыкает другая, состоящая из лиц, приезжающих в Москву к своим родственникам на жительство. И этих лиц в Москву гонит нужда, недоедание в деревне и они, надеясь на родственников в Москве (дети, братья и др.), у которых можно прожить до приискания работы, в конце концов не найдя этой работы и оставив родственников, начинают нищенствовать.

Далее, следует отметить группу лиц (14,0%), которые приез­жают в Москву с целью устроиться в учреждения социального обеспечения. Это в большинстве своем нетрудоспособные, старики, старухи или же инвалиды войны, которые, не достигнув цели приезда, также начинают нищенствовать. То же самое следует сказать и про незначительную часть беспризорных, которые едут в Москву с целью попасть в детский дом. [№ 1 с. 80-81]