Смекни!
smekni.com

Социальная работа с гражданами без определенного места жительства (стр. 3 из 5)

Для уяснения социально-бытового облика современных ни­щих необходимо остановиться на вопросе о так называемых случайных нищих и нищих-профессионалах. Этот вопрос тесно связан с вопросом о нищенском стаже нищих.

Почти половина всех нищенствующих занимается своим ремеслом не более 2-х лет. Наименьшее количество нищие со стажем более 10 лет. Среди последних на­пример, таких, которые нищенствуют по 15—20 лет. Большая часть нищенствующих являются лицами, прибывшими в Москву или с целью искать работу, или устроиться в дом; инвалидов и по другим причинам. Вот эта-то группа нищен­ствующих и обладает незначительным стажем (не более 2-х; лет) своего ремесла.*

3) Другое дело, когда идет речь о нищих-профессионалах. К со­жалению, количество таких нищих довольно значительно. В эту группу нищих относятся такие, у которых нищенство стало постоянной и твердой, устойчивой профессией. Здесь уже, конечно, нищенство является основным и единственным средством существования. Обладая в подавляющем большинстве своем весьма продолжительным стажем, эти нищие-профессионалы настолько, оторвались от своего класса, что уже вернуть их на трудовой путь; представляется делом весьма и весьма трудным, если не сказать (а особенно в отношении отдельных случаев) невозможным. Нищие этой группы, сделав своей профессией нищенство, настолько отвыкли от трудового образа жизни, что стали в полном смысле этого слова деклассированными элементами общества. Им чуждо, как общее правило, желание бросить свое ремесло, ибо они считают его почти таким же законным средством существования, как работа прочих социальных групп населения. Они и не стыдятся, как большинство случайных нищих, своей профессии и вполне откровенно говорят о своем ремесле. В этом отношении характерны некоторые ответы таких нищих-профессионалов. На наш вопрос чем занимались — они отвечали: «работал на рукопротяжной фаб­рике», «стрелял» и т. п. Говоря об этих группах нищих, мы должны здесь же оговориться, что иногда в отдельных, конкретных случаях грань между случайным и профессиональным нищим провести бывает довольно трудно. И это вполне понятно, ибо профессио­нальные нищие, конечно, превращаются в них из случайных нищих. В этом-то и кроется угроза со стороны случайных нищих, что они с каждым днем своего нищенского существования все более и более отрываются от своего класса, начинают смотреть на нищенство как на законное ремесло и превращаются в конце концов в нищих-профессионалов. Среди нищих-профессионалов можно наметить две категории, представляющие далеко не одинаковую социальную опасность для общества. Это группа мо­лодых нищих-профессионалов и группа старых нищих-профес­сионалов. Последняя состоит главным образом из стариков и старух, вставших уже давно на путь нищенства или из-за старости и отсутствия средств к существованию, или же по другим каким-либо причинам и доживающих свой век милостыней на улице, у церквей или базаров. И другая — группа молодых нищих-про­фессионалов. Среди них имеются немало лиц случайного зара­ботка, беспризорных и инвалидов. Представители этой группы всегда почти имеют общение с преступным миром, и если некоторые из них еще не совершали преступления, то почти всегда являются хорошими пособниками, укрывателями этих преступ­лений. [№ 18 стр. 84-85]

4) Описывая нищих (бездомных) Повленок, утверждает что, значительную долю бездомных* составляют так называемые бом­жи, т.е. лица без определенного места жительства. В последние годы их число в России резко увеличилось. Только в Москве их насчиты­вается более 30 тыс. Главное место их пребывания — вокзалы боль­ших городов.

Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой ре­альную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность получить жи­лье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступ­ления (случайные заработки и попрошайничество не выход из по­ложения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях. Только в Москве в 1993 г. бомжами совершено в 3 раза больше преступлений, чем в 1992 г.

Значительная часть бомжей в зимний период сосредоточивается в южных городах.

Несколько лет назад бомжей подбирала милиция и определяла в приемники-распределители. Многие из них сами «сдавались» и с удовольствием отбывали в зону. Там они ели, жили, лечились. Но и этой привилегии их лишили в последние годы: из Уголовного ко­декса изъята статья 209 — за бродяжничество. В России торжеству­ет демократия!

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Большинство бездомных — одинокие мужчины. Женщины сре­ди бездомных составляют около 10%. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет око­ло 1/5 от всей численности бездомных женщин).

В России из 40 млн. детей (до 18 лет) бездомные составляют не­многим более 1 %. Но их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей. По данным Московского Центра реабилитации детей и подростков, число подкинутых и заблудившихся детей за период с 1990 по 1993 г. увеличилось на 56%.

Положение детей-бездомных особенно тягостно. В частности, положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями — алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают прежде всего конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений.

Только в 1992 г. в органы милиции Российской Федерации доставлено почти 100 тыс. беспризорных детей, включая бежавших из дома и интернатов. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.

Для них создаются различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т.д.

Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут уйти. Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат читать и писать. Помогают обрести душевное спокойствие.

Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое явление, которое имело место в прошлом, есть в настоящем и, вероятно, будет и в будущем.[№ 15 с. 225-227]

§ 2 Работа Дома ночного пребывания «Люблино» за 19996 – 2003 г.

Дом ночного пребывания «Люблино» организован в сентябре 1996 года приказом комитета социальной защиты населения г. Москвы № 213 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 мая 1996 года № 400.

Под размещение ДНП было передано три жилых дома № 1 стр. 2, № 2 и № 4 по улице Иловайской, которые в течение 1996 - 2002 года были реконструированы: дом № 1 стр. 2 – под отделение ночного пребывания, дом № 2 – под социальную гостиницу, дом № 4 – под предприятие трудовой адаптации.

В период реконструкции были восстановлены инженерские сети, построена газовая котельная, газопровод, теплосети, трансформаторная подстанция и проложен новый водопровод до городских сетей водоснабжения.

Вокруг территории ДНП построен новый металлический забор и единая проходная, выполнен большой объем работ по благоустройству и озеленению территории.

Функции ДНП «Люблино».

В соответствии с утвержденным положением в ДНП осуществляется работа по социальной и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства, при этом используются следующие формы социальной поддержки указанной категории граждан:

1 Предоставление бесплатного ночлега и одноразового бесплатного питания.

2 Бесплатная санитарная обработка.

3 Предоставление экстренной и плановой медицинской помощи.

4 Оказание гуманитарной помощи (одежда, обувь).

5 Регистрация по месту пребывания.

6 Обязательная паспортизация.

7 Гарантированное трудоустройство.

8 Проведение медико-социальной экспертизы.

9 Назначение и выплата пенсий.

10 Оформление в дома интернаты.

Численность проживающих.

Численность за период с сентября 1996 года по март 2003 года занятых койко-мест составляет 642162.

Численность проживающих за эти годы постоянно возрастала с 25-ти человек в 1996 году до 918 человек в 2002 году и за весь период функционирования ДНП «Люблино» составило 2793 человека. Кроме этого около 26 % от этого количества обращались снова за помощью повторно.

Возрастная категория проживающих лиц следующая:

- лица предпенсионного и пенсионного возраста (старше 50 лет) – 42 %

- лица в возрасте от 18 до 50 –ти лет, нуждающиеся в социальной опеке – 58 %.

- имеют не совершеннолетних детей 4,1 %

Пол:

- мужчин – 64 %

- женщин – 36 %

Источниками средства существования являются

- случайные и временные заработки – 49 %

- стабильный заработок – 37 %

- не имеют ни какого дохода (лица от 50 лет и старше, до поступления в ДНП «Люблино» занимались попрошайничеством) – 14%

жилищные условия бездомных до поступления в ДНП:

- на вокзалах, на чердаках, в подвалах, на улице – 71 %

- у знакомых и родственников – 22 %

- аренда жилья – 7 %

Оценить заболеваемость среди лиц без определенного места жительства крайне сложно, т.к. до поступления в ДНП «Люблино» они были лишены возможности пользоваться медицинской помощью. Из имеющего опыта за период работы с сентября 1996 года по март 2003 года можно привести следующие цифры, отражающие условия жизни бездомных: