Смекни!
smekni.com

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий (стр. 7 из 23)

К. Джини считал, что старение населения является источником возникновения существенных конфликтов, поскольку люди пожилого возраста являются более или менее профессионально пассивными и поэтому с экономической точки зрения становятся для народа увеличивающейся со дня на день тяжелой обузой.27 Это понятие «обуза» не может не вызвать возражения. Так как это понятие применяется к людям, которым общество обязано своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Работа людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся.

В начале нынешнего столетия в социальной культуре общества произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения.

Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «Старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность. Это, а также изолированность и отчужденность стариков приводит к распространению суицида среди них. Эта проблема особенно актуальна в России.

Среди факторов, влияющих на социальный статус пожилых, отмечается разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодых поколений и усилению геронтофобной установки в массовом сознании. Геронтофобия- это боязнь старости, негативное отношение к пожилым.

Дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, направленность сознания наших людей на выживание, - все это влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых людей. Молодое поколение не имеет ясного представления об их жизни и часто драматизирует социальное положение пожилых, в противовес своему собственному мнению, тем самым, порождая стереотипы. Социальный стереотип (от греч.stereos – твердый и typos – отпечаток) – стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте.28 Социальные стереотипы являются выражением социальных установок и выполняют функции регуляции и интеграции в жизнедеятельности индивида и социальной общности. Социальный стереотип - образ полярной по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий ни малейшего сомнения в его истинности побуждающий к строго однозначному действию. Стереотип может быть позитивным или негативным. Позитивный стереотип старого человека делает упор на жизненный опыт и мудрость старых людей, потребность уважения к ним и заботе. Негативный, если главный упор делается на производство, оценивая человека по тому, участвует ли он в нем. Тогда старого человека воспринимают как ненужного, а о его опыте говорят, что он устарел и неприменим. Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда человека оценивают по тому, участвует он в производственной деятельности или нет, и рассматривают его, когда они слишком обобщены или явно неверны. Существующий в обществе негативный стереотип навязывает пожилым определенный стиль поведения в рамках формулы детство-зрелость, взрослость работа, старость-покой. Общество создает стереотип старого человека, опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывают всем пожилым.

Американские геронтологи в современном обществе выделили такие стереотипы, как:

-Пенсионеры ведут себя пассивно так, как долго в своей жизни работали, а сейчас хотят отдыхать;

-Они зависимы от помощи и советов других. Эта зависимость естественным образом связана со старостью;

- Количество старых людей требующих помощи, больше чем их процент в обществе;

-Прекращение профессиональной деятельности означает отказ от общественных контактов и связывается у старого человека с чувством, что он стал изолированным и исключенным из общества;

-Подготовка к старости не нужна, так как старый человек должен отдыхать, читать, слушать радио и смотреть телевизор;

-Старые работники не подходят к новым технологиям, среди них больше несчастных случаев и они менее продуктивны.29

К. Виктор выделяет целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям:

1) все старики похожи друг на друга;

2) пожилые люди социально изолированы;

3) большинство из них имеет слабое здоровье;

4) увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин;

5) большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими;

6) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней;

7) старый человек не может учиться;

8) умственные качества с возрастом ухудшаются.30

Как полагает К. Виктор, эти стереотипы рисуют ложную или сильно упрощенную картину старости и влияют на мироощущение пожилых людей.

Надо отметить, что существует некая разница представлений о старости у детей, молодежи и взрослых людей. У детей обычно представление о старом человеке отождествляется с образом бабушки или дедушки. Они описывают старых людей согласно своим наблюдениям, а также информации полученной от старших. В описании присутствуют исключительно внешние черты: седые волосы, морщинки, сгорбленность, медленная походка, иногда- использование палки при ходьбе. Дети старшего возраста описывают пожилого человека согласно его психологическим свойствам, занятиям и поведению. Молодежь склонна признавать за старыми людьми превосходство над молодостью. « Старый человек-это попросту более мудрый, чем молодой человек, его жизнь богаче, он опытен, это человек который очень много работал, а сейчас приходит пора его заслуженного отдыха». Но также множество молодых людей склонны считать, что молодость- это наивысшая ценность, ибо является возрастом работы, старый же человек уже не работоспособен, а значит, не нужен. Старшие возрастные группы старость ассоциируют с болезнью и с тем, что старым людям нужна помощь. С возрастом, постепенно стереотип старости изменяется на более позитивный, так как человек чаще начинает размышлять о наступлении собственной старости.

В современном российском обществе обнаруживается закоренелая устойчивость предрассудков связанных с отношением к старым людям. Предрассудок- это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Человеку, который находится во власти предрассудка, не нравятся те, кто не похож на него самого; он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей; он убежден в том, что они невежественны и опасны. Самое ужасное в предрассудках для человека, по мнению П.Л. Бергера- то, что они могут сделать человека таким(или заставить его стремиться быть таким), как рисует его предрассудок.31 Предрассудки формируются в пространстве культуры. Источники предрассудков многообразны: они могут выражать сознание того, кто мы такие, и обеспечивать нам социальное признание; могут защищать нас от тревоги, проистекающей из недостатка безопасности или внутреннего конфликта; они также могут развивать интерес к самим себе, поддерживая то, что доставляет нам удовольствие и препятствует тому, что нам неприятно. Существующие в обществе предрассудки зачастую служат основанием для возникновения социальных дистанций, отдаления поколений друг от друга. Также на дистанцированность поколений существенное влияние оказывает отсутствие информации о возрастных особенностях, консервирование негативного образа старости, активно поддерживаемое средствами массовой информации, содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения.

Чтобы попытаться понять и определить самобытность этапа старости рассмотрим социогеронтологические теории.32 Эти теории рассматривают старость как социальную проблему.

1. Теория социальной изоляции. Здесь делается акцент на изменениях в организации жизни пожилого человека. В первую очередь, это связывают с выходом на пенсию, что характеризуется сворачиванием социальных связей и коммуникаций. Это связывают также с отделением от детей, которые приобрели самостоятельность, потерей близких и знакомых людей, изменением возрастных требований в семье и урбанистическим стилем жизни. Выход на пенсию это серьезный стресс для пожилого человека. Была налажена жизнь, и все вдруг надо менять. Для этого периода жизни характерен феномен «воскресенья и праздника». Именно в эти дни человек чувствует себя одиноким, ощущает свою ненужность и не занятость. Он находится в психологическом состоянии обостренного восприятия своей жизни, своего места в ней. Мужчины и женщины по-разному воспринимают выход на пенсию, так как это связано с различиями в стиле жизни обоих полов, сильнейшей идентификацией мужчин с профессиональной ролью, у женщин же- с тяжелой домашней работой и семейными обязанностями. Часто после выхода на пенсию сразу возникают болезни. Отмечается необходимость новых адаптационных стратегий на финальном этапе жизни, способствующих овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критических моментов жизни пожилого человека. Английские психологи Адамс и Хопсон отмечают, что современное общество легко отторгает субъекта от определенной социальной группы и бросает его на произвол судьбы. Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой совершается в три этапа: - сегрегация (отделение человека от прежнего окружения и разрыв с прошлым).- транзиция (промежуточное состояние бесстатусности (маргинальное состояние)). – инкорпорация (последующее включение индивида в социальную группу в новом качестве).