Смекни!
smekni.com

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий (стр. 8 из 23)

В современном обществе человек застревает на этапе транзиции. Возникает вопрос: Как адаптировать пожилого человека, чтобы он перешел на этап инкорпорации с наименьшими потерями? Такие институты культуры, как «обряды перехода»: исповедь это психологический механизм адаптации человека к сложным условиям, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной, жизненной стадии.

2. Теория профилизации личности. В ней анализируются, стиль жизни, позиции и социокультурные ориентации каждого человека. Проводится анализ индивидуальных реакций в пожилом возрасте. При этом сохранение жизненной активности рассматривается как позитивный фактор, подчеркивается, что люди с активными жизненными позициями готовы к изменениям и рассматривают их не как угрозу, а скорее как вызов своим возможностям. Квиентистская позиция (безучастие, пассивное отношение к окружающему) часто оборачивается стремлением переложить свои проблемы на кого-то другого. В результате человек постоянно выражает чувство неудовольствия, начинает искать институты и учреждения, которые решили бы его проблемы. Отмечается существование преемственности жизненных стратегий. Человек не изменяется, просто с возрастом появляются черты которые скрывались в молодом возрасте.

3. Теория возрастных ценностных ассиметрий. Ряд исследователей сосредотачивают свое внимание на анализе возрастных ценностных ассиметриях в обществе, речь идет о размерах и способах получения дохода, об «открытости» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы. Авторы указывают на то, что пожилые люди дистанцированы от власти, богатства и престижа и занимают маргинальное положение. Возрастная асимметрия проявляется в общественном сознании как смена приоритетов, связанных с упразднением позитивного образа респектабельной старости, престижа солидных манер пожилых и усилением значимости юношеских ценностей, спортивных игр и развлечений, преклонением перед культом богатства и успеха. В развитых странах пенсионеры являются наиболее платежеспособной группой с самым большим расходным капиталом. Они занимают значительное место в политике, имеют возможность путешествовать. Современный рынок на Западе ориентируется на пожилых людей. Существует сеть магазинов, салонов красоты, кафе, которыми владеют пожилые люди, то есть рынок учитывает возрастающее количество пожилых людей, их интересы и потребности.

4. Теория взаимоотношения модусов времени. Согласно ей человек существует в трех измерениях, прошлое, настоящее и будущее. Жизнь человека постепенно меняется с возрастом, и ее ритм приобретает плавный характер, любые факты в жизни становятся событиями, а любые те или иные действия заранее планируются. Любые нарушения приводят к состоянию психологической неудовлетворенности. Для представителей «третьего возраста» характерна прозрачность временных перегородок. Исследователи, которые изучали, обращенность к прошлому у пожилых людей выявили: во – первых, что пожилые люди часто пересматривают и переоценивают свою прожитую жизнь; во-вторых, у них постоянно спонтанно всплывают в сознании эпизоды давно прошедшего прошлого. Возвращение в прошлое это попытка наполнения своей жизни смыслом, а также это попытка найти точку опоры в жизни. С возрастом убыстряется время, незаметно начинают мелькать дни, месяцы, годы. Сужается пространство будущего за счет расширения пространства прошлого. Биологи установили, что с возрастом активизируются структуры, которые отвечают за память. С кем-то поговорить, вспомнить прошлое – это психотерапия для пожилых. С помощью этого метода можно сохранить его внутренний мир от всевозможных деформаций и разрушений. В Англии одной из новых форм работы с пожилыми людьми можно отметить организацию центра реминисценции (воспоминаний), образованного в 1993 году на базе самодеятельного театра-студии в одном из районов Лондона. Цель его деятельности, это пробуждение у пожилых людей воспоминаний активизирующих их память. На основе интервью, взятых у стариков, драматурги пишут пьесы, которые потом ставятся артистами студии или по этим интервью издаются книги воспоминаний. При центре организован музей предметов старины, отражающих культуру предшествующих поколений. Воспоминания эмоционально восполняют жизнь пожилого человека, являясь хорошей формой психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасают от одиночества и депрессии. Исследования ученых-медиков показали, что пожилые люди, которые предаются воспоминаниям, менее апатичны и изолированы. Возвращаясь в прошлое, человек мысленно соприкасается с близкими дорогими людьми, явлениями, переживает положительные эмоции, связанные с собой.

5. Теория стигмы. В ней проблемы старости интерпретируются как следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков» (беспомощный, зависимый, бедный, слабый, больной). Человек привыкает к ним и начинает строить свою жизненную стратегию стигме.

6. Теории девиации. Их основой являются представления о некоторых нормах, пределах или идеалах развития личности. Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя рассматриваются как варианты отклоняющегося поведения. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление. Старость рассматривается как основное звено трансмиссии культуры. Здесь делаются интересные выводы об изменениях содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанных с процессами информатизации современного общества. Отношения между поколениями не сводится только к обмену информацией. Происходит передача эмоционального настроя. Например, феномен – «бабушкины сказки»-большая ценность. Ребенок с помощью этого приобретает опыт эмоционального общения, происходит сотворчество молодых и старых. Но в настоящее время происходит его выпадение из воспитательного процесса, что в значительной мере обедняет эмоционально-нравственную сферу ребенка, способствует формированию душевного онемения. Тончайшие узы душевной близости и привязанности, авторитет старших, которые формируются только в процессе непосредственного тесного общения, значительно смогли бы предотвратить трагедии детских судеб, а также холодную старость, не согретую заботой и любовью детей и внуков. В российских семьях традиционная роль бабушки предстает в выполнении функции «няни», нежели домашней воспитательницы. Бабушки(дедушки) обычно не принимают жизненно важных для семьи решений, а в основном выполняют вспомогательные функции неоплачиваемого домашнего труда и ухода за ребенком. Преобладает потребительская модель отношения к старшему поколению.

Привилегией старости является наличие жизненного опыта. Опыт старшего поколения берется в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. От поколения к поколению транслируются определенные социальные программы, образцы поведения. Образцы поведения могут быть двух типов: позитивные образцы и образцы запреты, которые фиксируют негативный опыт, предостерегающий от повторений. В настоящее время признак межпоколенной передачи опыта, который обычно связывался с понятием традиции, уже не является характерным, ибо они могут заменяться в рамках одного поколения.

7. Субкультурная теория старости. Рассматривает совпадение моделей поведения связанных с той социокультурной ситуацией, в которой развивалось данное поколение. Известно, что каждая возрастная группа имеет свои ценности, свою субкультуру. Пожилые люди любят общаться со сверстниками, так как они находят общность интересов, взглядов. Под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам, обычаями, ценностными ориентациями и стилем поведения.33

Нужно отметить, что в ХХ веке обострилась проблема единства культур. Раньше культура не делилась на «молодежную» и «взрослую» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы.),а теперь у различных поколений появились серьезные отличия в ценностных ориентация, в моде, в способах коммуникации и образе жизни в целом. Это затрудняет и осложняет общение двух поколений. Это затруднение в общении у людей различных возрастных групп может быть связано по мнению М.Э. Елютиной с влиянием возрастных лакун культурного фонда.

Общечеловеческую характеристику взаимодействия поколений дает М. Мид.34 В истории человечества Маргарет Мид выделяет три типа культуры межпоколенных отношений: