Смекни!
smekni.com

Становление системы социальной защиты государственных служащих (стр. 4 из 21)

Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2267, прямо устанавливает принцип социальной защищенности государственных служащих, согласно которому им создаются необходимые условия для эффективной деятельности и обеспечиваются следующие гарантии: ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно; медицинское обслуживание их и членов семей, в том числе после выхода его на пенсию, за счет средств республиканского бюджета; переобучение (переквалификация) при увольнении в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией федерального государственного органа или другими не зависящими от государственных служащих причинами; защита их и членов семей от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с исполнением должностных полномочий; повышение престижа управленческого труда, высокая заработная плата, обеспечение транспортом, средствами связи, перспектива повышения по службе.

В течении нескольких последних лет был принят также ряд законодательных актов, в которых с той или иной стороны и с определенной степенью полноты решены многие вопросы социальной защищенности федеральных государственных служащих: законы о прокуратуре, милиции, об органах государственной безопасности, налоговой полиции, о защите федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о статусе военнослужащих и другие.

Кроме того, проблемы социальной защищенности федеральных государственных служащих нашли свое отражение в указах Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего” от 09.03.1996 №353, “Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы” от 29.04.1996 №604, “О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих” от 16.08.1995 №854, “О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих” от 07.02.1995 №103, “Об утверждении Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата” от 23.08.1994 №1722, в Гарантиях правовой и социальной защиты работников государственной налоговой службы Российской Федерации и Положении о классных чинах работников государственной налоговой службы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340. В целях реализации указов был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, содержащий правовое закрепление мер социальной защиты федеральных государственных служащих, а также ряд совместных постановлений Министерства труда и Министерства юстиции Российской Федерации.

Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. И если реальное состояние дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано с несовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений[12].

Но данный вывод, на наш взгляд, можно отнести только к федеральному уровню государственной службы.


Раздел 2. Проблемы социальной защиты

государственных служащих субъектов Российской Федерации

и их законодательное регулирование на примере Хабаровского края

При исследовании законодательной базы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации мы пришли к выводу о том, что, для большинства из них, гарантии, предусмотренные федеральным законом об основах государственной службы и рассмотренные нами в предыдущем разделе, остались лишь декларативными нормами, никоим образом не повлиявшими на улучшение их социальной защиты. В то же время президентом Б.Ельциным на Всероссийском совещании с главами республик, краев и областей России было заявлено о том, что “центр тяжести реформ должен быть смещен на региональный уровень”[13]. Однако, федеральная политика по отношению к регионам уже долгие годы строится лишь на принципах минимальной достаточности, самовыживаемости, жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного метода формирования региональных бюджетов. И особенно к субъектам федерации, не являющимися “национальными” республиками.

Конечно, необходимо отметить, что в развитие Федерального закона об основах государственной службы республики, а вслед за ними и некоторые края и области приняли собственные законы. Так, законы о государственной службе есть в Архангельской, Воронежской, Новгородской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской и других областях, в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях. Но при их детальном изучении становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты. Хотя, например, в Приморском крае все же была предпринята попытка более подробно прописать в законе все составляющие социальной защиты государственных служащих.

В Хабаровском крае проблема социальной защиты краевых государственных служащих стоит достаточно остро. Конечно же, речь идет о работниках исполнительной и представительной ветвей власти, так как органа краевой судебной власти пока не существует[14]. Их число, по данным Комитета по труду администрации края, на сегодня составляет 1194 человека. Оно включает в себя и технический персонал государственных органов.

“Меры социальной защиты” краевых государственных служащих сведены к строгому соблюдению указанного нами ранее совместного постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти и норм Кодекса Законов о труде.

Вопрос социальной и правовой незащищенности краевых государственных служащих особенно обострился в период кампании по избранию главы администрации Хабаровского края в декабре 1996 года. Одним из кандидатов было публично заявлено о намерениях “разогнать более 40 процентов аппаратчиков, остальным устроить экзамен на профессиональную пригодность”, а для поступления на службу “требовать от претендентов две рекомендации о моральной чистоплотности от наиболее уважаемых и почетных граждан Хабаровского края”.

Группа служащих, в числе которых находился и автор, приступила к написанию проекта законодательного акта о государственной службе Хабаровского края. Предварительно были обобщены существующие теоретические разработки по вопросам государственной службы, исторический и зарубежный опыты правового регулирования данного предмета, опыт других субъектов Российской Федерации.

В процессе работы авторы законопроекта пришли к выводу, что существование множества подзаконных актов по вопросам предоставления привилегий и льгот государственным служащим, неизвестных обыкновенным гражданам, порождает массу необоснованных домыслов и слухов и способствует формированию отрицательного имиджа государственной службы. Был организован прямой радиоэфир населения с разработчиками, в результате которого было выяснено мнение о том, что такого рода вопросы должны быть урегулированы единым законодательным актом, регламентирующим ограничения, требования, предъявляемые к государственным служащим, и все меры их социальной и правовой защиты. Высказывалось, также, пожелание о распространении норм такого закона на муниципальных служащих, так как уровень их социальной защищенности несравненно ниже, чем у государственных служащих, хотя они и выполняют возложенные на них государственные функции.