Смекни!
smekni.com

Личность и общество: сексуальная революция (стр. 3 из 4)

Поэтапно от женщины с кувалдой в руках в мешковатой одежде, мы перешли

к красивым, хрупким девушкам, не скрывающим, а ,наоборот, подчеркивающим

свою природную красоту стилем одежды.

Но наступило время, когда выплеснулась вся грязь,чернуха и порнография,

это время - 80-е годы. Именно на это время пришелся пик раскрепощения со-

ветского общества или ,можно сказать, та точка за которой начинается

действительное освобождение сознания от стереотипов и предрассудков. К

тому времени на западе эта критическая точка была уже преодалена, и все

негативные проявления сего перехода, как и позитивные, устремились в нашу

страну.

Слшишком долго мы жили в мире абсурда, чтобы спокойно воспринимать

некоторые вещи в человеческом обиходе. Предпочитая,в принципе, новое

старому, давая старью бой, как правило до победного конца, максималисты

были на удивление консервативны, в отношении нового знания о природе

человека, о природе вокруг нас и природе в нас,об"являя лженаукой то ге-

нетику, то кибернетику, с подозрением косясь на всякие "логии",имеющие

отношение к социуму и к личности. Идеологизированное сознание, подпи-

тываемое ханжеством, было помехой на пути тех, кто изучал сексуальную

сторону жизни человека, взаимодействие пола, личности и культуры.Слиш-

ком долгая изоляция привела нас к "сексуальному буму", в котором имеются

многие странные проявления."У нас теперь есть все. И порнография.И эротика,

и к сексопотологу можно записаться запросто, как к стоматологу. И книж-

ку отечественного сексолога можно выменять на французский детектив или

руководство по вязанию. Есть лига по защите прав сексуальных меньшинств.

И нападки на педерастов. И нудистские пляжи на Балтийском побережьи. И

штрафы за появление в городе в шортах в разгар курортного сезона в юж-

ном городе. И выставки эротического фото в лучших выставочных залах од-

ного крупного культурного центра. И отказ местного совета другого, не

менее крупного центра,на проведение подобной выставки. И обсуждение в

печати и на сессии горсовета вопроса об открытии публичного дома. И при-

зывы устроить спецпоселения для интердевочек в районах вечной мерзлоты.

И растелешенные дивы на календарях в кооперативных киосках. И прежние

"бесполые "школьные уроки о семейной жизни. И эротические комедии толь-

ко для очень взрослых, которые смотрят преимущественно несовершеннолетние.

И руководство по технике сношения, отпечатанное в подпольных типографиях

и продающихся на каждом шагу в центре Москвы и Ленинграда... Вакханалия

- в ужасе одни граждане. Свобода- ликуют другие. Не вакханалия, к сча-

стью. И не свобода , к сожалению. Никаким "порногенацидом" ханженства не

взять."- так расценивал общественные изменения доктор философских наук

Сергей Исаевич Голод в 1984 году. Так что следует сказать, что "сексуаль-

ная революция" в 80-е годы носила показательный характер. Это естествен-

но, ведь человек всегда стремился ко всему, что было запрещено. Отсюда

я делаю вывод, что стоит перейти от предпосылок, к детальному рассмот-

рению "сексуальной революции", к чему и перехожу.

Глава 3

"Сексуальная революция" и ее влияние на общественное сознание.

"Наша страна уверенно занимает первое место в мире по ханжеству" -

с этого утверждения начал свою лекцию о сексе, обществе и культуре

в 1987 году профессор Кон. А я бы поддержал профессора, но есть неко-

торые добавления к сказанному. Пытаясь изменить свое сознание, мы не

изменили своих стереотипов, мы только меняем знаки у стереотипов.

Фундаментальна слабость нашего мышления - подростковый максимализм:

нам все надо немедленно, сейчас. Для нас разрешить проблемы нашего

общества - сделать так, чтобы проблем не было. Нас воспитали в том

духе, что наше общество уникально, а наши проблемы не имеют ничего

общего с общемировыми. Сейчас мы впадаем в другую крайность и напе-

ребой доказываем, что мы - самые плохие на свете. Проблемное мышление-

совсем в другом. Надо разбираться, что внаших бедах, проблемах от

застоя, что от местных властейц, а что - от общих мировых движений,

тенденций развития. Вопрос, который касается частного случая сексо-

логии часто задается в последнее время. Что касается этого вопроса,

т.е. сексуальных отношений, одних из важнейших человеческих взаимо-

отношений, они являются не частным вопросом, а фундаментальной проб-

лемой. Человеческая сексуальность - это не биологический феномен, а

феномен культуры. Эти сюжеты не являются частными, они включены в

жизнь общества. Не случайно, например, репрессивность в половой мо-

рали появилась у нас в 30-ые годы, в период гшлобадьной контрреволю-

ции, когда у людей вытравливалось все человеческое... Мы повторяю,

максималисты, нам подавай все перемены - политические, экономические,

социокультурные - немедленно, и в то же время мы ведем перестройку

на волне консервативного массового сознания. Что уж там говорить,

через наши стереотипы очень трудно переступить. Старая богословская

идея о греховности половой жизни превратилась в массовом сознании в

прочное убеждение, что у всякого, кого интересует секс, у самого что-

то по этой части не в порядке. Вообще говоря, заинтересованность чело-

века в том или ином предмете нередко стимулируется его личными проб-

лемами. Однако, так бывает далеко не всегда, да и сами эти проблемы

могут быть разными. Никто не думает, что физиологией питания занима-

ются обязательно обжоры, языкознанием - косноязычные, а криминалис-

тикой потенциальные преступники. К тому же, сексуальность - предмет

общеинтересный, а проблема "нормы" здесь особенно сложна. Одному

собственная сексуальность кажется чрезмерной, другомму - недостаточ-

ной. Наличие каких-то личных проблем, если только они осознанны, в

принципе не исключает их возможности их объективного исследования.

Все наслышаны о сексуальной революции, но представляют ее по-

разному. Мне всегда казалось, что при всех своих издержках это благо,

что она дает человеку больше свободы и больше радости. Но не мало

людей, которые склонны подозревать ее в самых тяжких грехах - от

разбитых семей до увеличения социальных преступлений.

Нужно определиться, поэтому я хочу сказать, что само понятие "сек-

суальная революция" я бы взял в кавычки по одной причине. Речь идет об

очень сложном социальном процессе, который вклшючает в себя тенденции

разной длительности. В одних случаях это эволюционный процесс, который

начался в 18 веке и продолжался полтора - два столетия, в другом -

очень быстрые радикальные перемены, пришедшиеся на время после Второй

мировой войны, и в особенности - бурные сдвиги в 60-ые годы. "Сексу-

альная революция" - противоречивый процесс. С одной стороны, это более

светское, терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что оно

представляет собой важной аспект общественной и личной жизни, одно из

проявления свободы,с другой стороны - негативные вещи, связанные с тем,

что одни запретительные нормы потеряли свое значение, рухнули, а дру-

гие нормы внутреннего регулирования еще не сложились. Вот почему, ког-

да люди говорят о "сексуальной революции", то часто не понимают друг

друга, и вкладывают в это понятие разное содержание. Поэтому, употреб-

ляя этот термин, надо всегда уточнять, о чем собственно идет речь. Тот

же факт, что положительные эволюционные сдвиги в этой области имели

место, никаких сомнений вызывать не может.

Повторюсь, что согласно традиционной, христианской морали, которая

определяла официальное поведение (хотя в быту все было иначе, всегда

существовала контркультура) секс явление отрицательное. Секс и эротика

это всегда плохо, от лукавого. Негативное отношение к сексуальности

окрашивало европейскую культуру, особенно нового времени, в более ран-

ние периоды, в средние века - дело обстояло иначе. Существовали двой-

ные нормы поведения, на ряду с официальной культурой существовала

народная, карнавальная, смеховая культура, в которой многие запреты из

официальной сферы не действовали, и это тоже было легально.

И главное завоевание "сексуальной революции", которое никто отме-

нить не может, это растущее понимание в обществе того, что в своем

обыденном сознании люди всегда знали, что сексуальность явление не

отрицательное, а положительное, источник удовольствия, радости, сты-

диться его не надо, бояться его не надо. Это свзано с общей многооб-

разностью и переориентацией культуры. На первое место выходит индивид

с его многообразной жизнью. Реабилитировано тело, Реабилитирована

чувственность. Идея противоположносьти телесного и духовного, как низ-

менного и возвышенного, при чем, возвышенноедолжно родавлять низменное,

оказалась пересмотренной и практически и теоритически. Обнаружилось

гораздо больше разнообразия форм сексуальной жизни, эротики, к ним

стали относиться с большим пониманием, более терпимо.

Понимание и терпимость применительно к сексу, нередко называют

у нас вседозволенностью. Да, волны сексуальной революции принесли

много пены, но давайте разберемся в том, что можно считать дозво-

ленным, а что недозволенным.

"Разрешено, дозволено все, что не запрещено законом"- фундамен-

тальный принцип правового государства. Другое дело, что не все раз-

решенное и дозволенное - хорошо и необходимо, потому что кроме норм

права, которые охраняют только фундаментальные интересы общества,

существуют еще нормы морали и эстетические нормы- люди всегда ста-