Смекни!
smekni.com

Борьба женщин за свои права (стр. 5 из 8)

Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений. Правда, долгое время на девушку, получившую образование, смотрели как на неудачницу, которая утратила всю свою женственность и обаяние и превратилась в «синий чулок», которую вряд ли кто возьмет в жены. Тем не менее постепенно в США получение официального среднего образования женщинами среднего класса стало обычным делом, даже если оно отличалось от мужского по объему и качеству. Однако в университетах, несмотря на изменения по отношению к женскому обучению, обучалось еще очень немного женщин.

К концу XIX века активно действовали суфражистки (от англ. – suffrage – избирательное право), отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX – началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в XIX в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX – движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Сьюзен Б. Энтони (1820 – 1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего».

Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей – женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса – символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет».[39]

С 1850 года и каждый последующий год в течение десятилетия за исключением 1857 в городе Уорсестер штата Массачусетс проходила национальная конвенция за права женщин. На ранних этапах деятельности борцы за права женщин концентрировались в основном на праве контролировать собственность и заработанные средства, праве на развод, на получение образования и трудоустройство, а также праве на защиту своих интересов в суде. Юридический статус женщины в США практически не изменился с 1800 года. Замужние женщины не имели права подписывать контракты, они не могли полностью распоряжаться своими же сбережениями и собственностью, даже доставшейся по наследству, в случае развода женщина не могла оставить себе детей.

Эрнестина Роуз, иммигрантка из Польши, собрала сотни подписей под петицией с требованием гарантированных прав на собственность замужним женщинам штата Нью-Йорк. В ответ на петицию в 1848 году был принят «Акт о Собственности Замужних Женщин».[40]

Тем не менее, многие законодатели по прежнему оставляли без ответа требования женщин о праве на собственность для замужних, праве на развод и праве на содержание детей после развода. Без гарантированного права на голосование, женщины не могли оказывать достаточного влияния на тех, от кого зависело внесение изменений в законодательство. Борцы за права женщин были не в силах изменить дискриминационные законы без права на участие в голосовании, но добиться этого права можно было только путем изменения законодательства.

На время Гражданской войны движения за права женщин были приостановлены. Но женщины-активисты движения за отмену рабства все же продолжали свою деятельность, собирая подписи под петицией за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещающей рабство. В мае 1863 года Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон организовали «Национальную Ассоциацию Женщин». К августу 1864 года они собрали 400.000 подписей за принятие Тринадцатой поправки и представили их в Сенат США.

В конце Гражданской войны многие активисты борьбы за отмену рабства включились в движение за право голосовать для черных. Стэнтон добивалась включения права на участие женщин в голосовании в это движение, но многие его сторонники выступили против стратегии Стэнтон. Они считали, что, будучи объединенным с достаточно непопулярным вопросом голосования женщин, движение за право черных на участие в голосовании было бы обречено на провал.

Четырнадцатая поправка к Конституции США, впервые представленная в Конгресс в 1866 году, гарантировала равную защиту перед законом для всех американских граждан. Но тогда в тексте поправки употреблялось слово «мужчина», подразумевая, что лишь мужчины считались гражданами. До момента принятия поправки вопрос об участии в голосовании женщин рассматривался только на уровне штатов, поскольку не федеральная конституция, а именно конституции штатов конкретно указывали на право мужского населения участвовать в голосовании. Обеспечение такого права для женщин требовало принятия дополнительной поправки к конституции, фиксирующей гражданство женщин, а, соответственно, и их право на голосование.

Четырнадцатая поправка была ратифицирована в июле 1868 года, а шестью месяцами позже Конгресс представил Пятнадцатую поправку, в которой говорилось следующее: «Право граждан США на участие в голосовании не будет отрицаться или каким-то образом изменяться Правительством США или какого-либо из штатов на основе расовой принадлежности, цвета кожи или предыдущего нахождения в рабстве». Сюзан Энтони и Элизабет Стэнтон безуспешно пытались добиться включения в текст поправки слов «сексуальной принадлежности». Вопрос права женщин на участие в голосовании послужил темой женского движения на последующие полвека.

Стэнтон и Энтони организовали «Национальную Ассоциацию за Права Женщин», в которую могли входить только женщины. Ассоциация работала по вопросам различного вида несправедливости, с которой приходилось сталкиваться женскому населению. Главной задачей Ассоциации было добиться принятия поправки к конституции, гарантирующей право женщин на участие в голосовании, что объяснялось убеждением в том, что «введение изменений от штата к штату — процесс долгий, изнурительный и бесперспективный».

Сюзан Энтони оставалась активистом движения за права женщин вплоть до своей смерти в 1906 году. Элеанора Флекснер писала, что кончина Энтони ознаменовала конец целой эпохи. По ее словам, Энтони была последней из гигантов, положивших начало борьбе за улучшение условий жизни женщин. Когда ушла из жизни Энтони, уже немногие ставили под сомнение смысл и неизбежность приобретения женщинами права на участие в выборах. Оставался единственный вопрос, «Когда?»

§3. С конца XIX в. по 1920 год

Элеонора Флекснер отмечала, что «период с 1896 по 1910 год стал известен среди активистов борьбы за права женщин, как «бой игрушечных барабанов.» Вопрос права женщин на участие в голосовании поднимался в шести штатах, и во всех шести был проигран. Конгресс не предпринял никаких новых действий по Поправке Энтони. Тем не менее, у движения начали появляться новые лидеры. Гэрриет Стэнтон Блэтч, дочь Элизабет Кейди Стэнтон, вернулась в 1902 году в США, проведя 20 лет за границей. Блэтч участвовала в различных общественных движениях в Великобритании, включая кампанию за право женщин на участие в голосовании, что вооружило ее богатым опытом общественной борьбы. В США Блэтч основала собственную организацию под названием «Политический Союз Женщин.» Задачей Блэтч было изменить движение за права женщин, ставя более жесткие требования, а также привлекая к участию в движении работающих женщин.