Смекни!
smekni.com

Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале (стр. 1 из 12)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра управления и социальной работы

СГИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ ЦЕРКОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРАЛЕ

Студентки 5 курса факультета

управления и социальной работы

Корлюга Ариадны Витальевны

Научный руководитель:

канд. ист. н., доцент Кириллова Л.И.

Рецензент:

канд. пед. н., доцент Окань Г.И.

Нижний Тагил

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы.

1.1Понятие и сущность церковной благотворительности

1.2Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале .

Глава 2. Анализ благотворительной деятельности в православной Церкви на современном этапе (в практике Свято-Троицкого Архиерейского подворья города Нижний Тагил)

2.1 Традиции православной благотворительности в Свято-Троицком Архиерейском подворье

2.2 Анализ деятельности специалиста социальной работы в Свято-Троицком Архиерейском подворье Свято-Троицкой православной церкви

2.3 Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

«Матерью благотворительности является религия»

Э.Эндрюсс

Издавна русская земля славится благотворительностью и милосердием, тем, что называется помощью ближнему своему и состраданием. Всем известны имена Третьяковых, Морозовых и Мамонтовых, чьи судьбы и деяния не сходят с уст вот уже несколько поколений.

В настоящее время общество и власть в нашей стране делают попытки стать партнерами. Безусловно, благотворительность как традиционно российское явление является одним из важнейших методов, способствующих построению гражданского общества. Именно благотворительность, являющаяся сознательной деятельностью граждан, не понуждаемых к этому государством, и есть фактор, способствующий преодолению разобщенности разных слоев общества, сглаживанию социальных противоречий. Благотворительность, это то, что присуще гражданскому обществу [46]. Взаимодействие гражданского общества и государства в вопросах благотворительности должно заключаться в создании последним условий, поощряющих благотворительность.

Для того чтобы благотворительность была эффективной, она должна носить планомерный, целенаправленный, адресный характер. В настоящее время она носит некий дежурный характер и заключается в задаривании по праздникам «продовольственными наборами» или проходит в виде рекламных акций.

Исторический опыт нашей страны богат вдохновляющими примерами милосердия, сострадания и человеколюбия. Вместе с тем он заставляет задуматься о глубинных изъянах в системе социальной защиты населения. У благотворительности много форм и обликов. Самая высокая -самопожертвование «жизнь свою за други своя». Однако самая привычная для нас конкретная, бытовая благотворительность – это делать добро отдельным людям и человеческим сообществам – общине, городу, целой стране. В России есть давно сложившиеся традиции благотворительности и ее направления. Их деятельность была связана со строительством, учреждением и содержанием больниц, приютов, училищ, школ, общин, бесплатных библиотек, музеев, храмов или же с накоплением художественных сокровищ, отечественных и иностранных, которые они отдавали в распоряжение всего общества [4,64].

Их благотворительность была направлена в помощь старым, больным, убогим, сирым и малым. Это была побуждающая и взыскующая поддержка тех, кто способен стать на ноги и дальше помогать себе и другим, радение о приумножении народного богатства и духовного достояния.

Богата традициями благотворительности и история Урала – края, который стал известен и всегда преумножал славу России своими несметными горными богатствами и заводами-богатырями. Во все времена не менее щедра была уральская земля и бескорыстными, отзывчивыми людьми, готовыми придти на помощь каждому, кто в ней нуждается.

Учение православного христианства о спасении души, о человеколюбии явилось одной из важнейших предпосылок становления культуры благотворения россиян. Лучше всего об истоках русской благотворительности сказал историк В.О.Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что и нищелюбие, и любить ближнего, значило, прежде всего – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих – для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни»[17,88]. Оказание помощи обездоленным, отеческое попечение о подданных стали нравственной обязанностью каждого имущего человека.

Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую к тому же входят и те многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической.

В своем выступлениина Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000) Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий подчеркнул, что в Православии милосердие — это не жалость, а образ жизни церковного организма. Он рассказал о деятельности Церкви в области благотворительности. Сегодня у Церкви на попечении находятся больницы и детские дома, дома престарелых, и психиатрические диспансеры, созданы патронажные службы. Через учреждения, находящиеся под попечением Церкви, проходят десятки и сотни тысяч больных и нуждающихся в помощи. Во многих епархиях налажена работа в области милосердия и благотворительности, действуют соответствующие епархиальные учреждения [55].

По истории православной благотворительности опубликовано большое количество работ известных авторов, таких как: К.В.Кузьмин, Б.А.Сутырин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Церковь испокон веков стояла у истоков благотворительности. Православная церковь уделяла и уделяет внимание тем проблемам, которыми сегодня занимаются специалисты социальной работы. Церковь по-прежнему играет большую роль в развитии благотворительности и имеет практическую значимость в ее реализации.

Цель: Изучение опыта церковной благотворительности на примере Свято- Троицкого Архиерейского подворья и влияние его на развитие и становление социальной работы на Урале.

Объект: Особенности благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья.

Предмет: Церковная благотворительность Свято-Троицкого Архиерейского подворья.

Задачи:

1. Изучить литературу по заданной теме.

2. Раскрыть влияние церковной благотворительности на развитие социальной работы на Урале.

3. Описать особенности церковной благотворительной деятельности Свято-Троицкого храма (г.Нижний Тагил).

4. проанализировать деятельность специалиста социальной работы в Свято-Троицком Архиерейском подворье.

Гипотеза:

На развитие и становление социальной работы будут влиять: Изучение опыта благотворительной деятельности в Свято-Троицком Архиерейском подворье, что будет способствовать улучшению таких профессиональных качеств специалистов социальной работы, как милосердие, терпимость и духовность.

Методологической основой является комплекс теоретических и практических методов, таких как:

Общелогические - анализ литературы по заявленной теме, обобщение, сравнение, синтез данных для глубокого и полного отражения имеющихся тенденций, подходов, взаимосвязей с другими явлениями и процессами, объектами, взаимодействующими с православными традициями, возможностями применения их в мирской практике.

Общенаучные теоретический анализ социальных исследований, а так же изучение и обобщение опыта связанного с различными научными подходами к изучению влияния церковной благотворительности на развитие социальной работы.

Исторические влияние исторического наследия на развитие современных процессов в практике социальной работы.

Социологические анализ документов, наблюдение, беседа, обобщение опыта работы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения православной благотворительности.

Во второй главе дается анализ благотворительной деятельности в Свято-Троицком Архиерейском подворье, рассматривается благотворительная деятельность храма по окормлению заключенных.

Глава 1. Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы

1.1 Понятие и сущность церковной благотворительности