Смекни!
smekni.com

Понятие и развитие прогресса (стр. 5 из 5)

Это относится и к отдельными направлениям духовного прогресса. Например, не может быть самоцелью рост научных знаний: наука не должна пользоваться антигуманными средствами и преследовать антигуманные цели. Не может быть самоцелью и развитие искусства. Увлечение искусством, не оплодотворенное гуманистической нравственностью, порождает тип высокообразованного и тонкого, но холодного, эгоистического эстета, для которого искусство заслоняет жизнь. Такой «ценитель муз», живя в мире своих эстетических иллюзий, равнодушен к подлинной красоте и к прекрасному в человеке. И научное и художественное развитие человека только тогда является действительно духовным прогрессом, когда несет в себе нравственное гуманистическое начало.

Развитие духовной свободы человека. Нельзя сделать человека гуманистом насильно. Насилие рождается человеконенавистничеством и порождает его, а гуманизм неотделим от духовной свободы человека, является и ее условием, и ее результатом.

Технический и экономический прогресс освобождает человека от рабского подчинения внешним по отношению к нему природным и социальным силам. Свобода от рабства перед ними есть вместе с тем и свобода для творческого саморазвития его сил и способностей. Но для того чтобы почувствовать и использовать эту «свободу для», человек должен быть свободен не только внешне, но и внутренне. В отличие от внешней (экономической, политической, гражданской), духовная свобода — эта его внутренняя свобода, свобода его сознания.

Духовная свобода состоит не в том, чтобы чувствовать себя свободным от всех и всяческих ограничений. Абсолютная свобода от природных и общественных условий есть бессмыслица. Духовная свобода не означает и «вседозволенности», дающей право мыслить и делать «все, что хочется». Наоборот, такое понимание свободы по существу оборачивается несвободой: оно делает человека рабом его страстей и влечений. Свобода каждого человека ограничивается и свободой других людей: я всегда должен учитывать, что другой человек, будучи таким же свободным существом, как и я, имеет право сам распоряжаться собой и действовать в соответствии с собственными целями. Поэтому нельзя относиться к другому человеку лишь как к средству достижения своих целей.

Как утверждал Кант, все в мире может быть использовано как средство для достижения каких-то целей, — все, кроме человека (и вообще разумного существа).

«В ряду целей человек... есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью».

Этот кантовский принцип означает, что ни одна человеческая личность не может быть превращена в простое средство выполнения каких-то задач. Любой человек как разумное существо имеет право действовать свободно — с условием, что он никого другого не использует в качестве просто средства, орудия или источника получения какой-то собственной выгоды.

Подлинная духовная свобода — это свобода разума. Она заключается в том, чтобы повиноваться в своих мыслях и стремлениях не давлению внешних обстоятельств, а только собственному разуму. «Высшее совершенство человека не только в том, что он действует свободно, но и в том, что действует разумно; пожалуй, это даже одно и то же...».

Гегель называл свободу «субстанцией разума». Он впервые выдвинул мысль, что «всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Этот прогресс, согласно его концепции, начинается в древних деспотических государствах Китая и Индии, в которых свободой обладал только один человек — деспот. Следующий шаг связан с греко-римским миром, где свобода стала достоянием некоторых. И наконец, германские народы дошли до осознания того, что свобода есть основное свойство человека вообще, человека как разумного существа. С гегелевскими представлениями о роли разных народов в развитии сознания свободы нельзя согласиться, но прогресс в сознании свободы действительно составляет существенный момент в истории человечества. Этот прогресс — основа формирования и распространения гуманистического сознания.

К размышлению. Из истории, да и из собственного жизненного опыта каждый знает, что соблюдение даже элементарных норм нравственности нередко требует от человека мужества и готовности к самопожертвованию, что легче живется тому, кто не связывает себя высокими нравственными принципами. Но если человек выбирает линию поведения, отвечающую его нравственным убеждениям, несмотря на неприятности, которыми это ему грозит, то, очевидно, его выбор свободен, т. е. не обусловлен ничем, кроме его собственного разума, совести, природы собственного сознания. Гуманизм и есть совокупность убеждений, к которым человек приходит не потому, что его принуждают к этому внешние обстоятельства, а в результате свободного выбора.

«Бремя свободы» обязывает человека все время самостоятельно совершать свободный выбор решений и нести всю ответственность за него. Оставаясь свободным, человек не может освободиться от этой обязанности. По словам известного русского философа Н. А. Бердяева (1874-1948), духовная свобода — трудная вещь, оставаться в рабстве легче. «Не променяй свободу на счастье», — призывал Бердяев.

Гуманистическое сознание — не строго определенная система строго определенных раз и навсегда принципов. Каждый человек должен сам сформировать свое личностное отношение к идеалам гуманизма и понимание степени осуществимости их в данных условиях. Для этого ему нужны и знания, и духовное богатство, и высокоразвитые духовные потребности. В развитии духовной свободы и гуманистического сознания находят выражение важнейшие тенденции духовного прогресса.