Смекни!
smekni.com

Проблема женской занятости (на примере Кабардино-Балкарской Республики) (стр. 9 из 11)

Мужчины и женщины сходятся в убеждении, что позиции мужчин на рынке труда во всех отношениях значительно более благоприятны. Наибольшей дискриминации женщины подвергаются в сфере трудоустройства, далее следуют возможности должностного роста, шансы сохранить работу при сокращении и оплата труда (разница в оплате труда составляет 30-40%). Предпочтения работодателей при направлении на переподготовку, продвижении по службе и, в особенности при увольнении более гендерно нейтральны, чем при найме. Это может означать постепенный отход от неблагоприятных для женщин стереотипов по мере "узнавания" работников.

Ключевым фактором снижения конкурентоспособности женщин на рынке труда являются их семейные обязанности, хотя данный фактор имеет как реальную, так и стереотипную составляющую.

Ссылки на то, что женщины претендуют на множество льгот, не всегда обоснованы. По закону льгот у женщин не так уж и много, а возможностей практически получить их - еще меньше.

По мнению экономистов и социологов одним из путей решения проблемы сокращения женской занятости является привлечение их в малый бизнес, включая семейные предприятия. Согласно общемировой тенденции, за малым бизнесом будущее в обеспечении занятости женщин. Он все более становится именно женской сферой: на каждого вновь вовлеченного мужчину приходятся две женщины (28,73).

Нужно сказать, что женское предпринимательство носит пока элитарный характер, и большинство женщин предпочитают трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе. Однако, масштабы их участия в бизнесе возрастают. Определенные действия для поддержки женщин осуществляются женскими неправительственными организациями, органами социальной защиты, службой занятости, антимонопольными комитетами: специальные программы обучения основам менеджмента, поддержка женских проектов, небольшая материальная помощь, в частности, безработным для открытия своего дела, принятия специальных нормативных актов (36, 25).

Исследования предпринимательских качеств по основным критериям говорят в пользу женщин, а не мужчин. Они, как правило, более социализированы, легче интегрируются в системе налаженных связей и отношений, гибче, лояльнее, чем мужчины. Более того, женщины менее амбициозны, проявляют большую старательность, четко представляют цели своих фирм, их деловые начинания в меньшей мере заражены мошенничеством, коррупцией, связями с преступным миром и прочими болезнями. Женщины -предпринимательницы гораздо больше в сравнении с мужчинами уделяют внимание не только экономической, но и социальной стороне бизнеса. Они легче вписываются в новую среду, придавая особое значение межличностным отношениям. А именно это, по мнению специалистов, а не профессионализм, определяет, в первую очередь, успех предпринимателя.

Когда мужчина является основным добытчиком средств существования, закрепление за женщиной домашней работы еще можно посчитать "рациональным". Относительно более низкая заработная плата действительно способствует закреплению их положения как домашних работников. Но как объяснить, почему в семьях, где женщина работает, а муж безработный, не происходит коренного перераспределения домашних обязанностей?

Таким образом, на уровне трудового коллектива приоритетными выступают требования к женщине как к работнику. В семье иерархия ценностей переносится на такие роли женщины, как мать, супруга, хозяйка дома. И трудовой коллектив, и семья требуют от женщины полной отдачи. При этом первому необходимы постоянное присутствие работника на рабочем месте, его компетентность и высокая работоспособность, а второму - внимательная жена, рачительная хозяйка, любящая мать, что тоже требует расхода физических и душевных сил.

Регламент рабочего времени, установленный законодательством, не разделяется по полу, и его величина у женщин и мужчин практически одинакова. Существенно отличаются показатели времени по ведению домашнего хозяйства. Женщины тратят на работу дома почти в 2 раза больше времени, чем мужчины. Общая трудовая нагрузка женщин достигает 70-80 часов в неделю. Подобный объем труда существенно осложняет возможность элементарного восстановления работоспособности женщин, развития их личности, общения с детьми.

Труд по обслуживанию семьи в целом можно отнести к преимущественно ручному, малопроизводительному, по большей части физическому тяжелому, нередко однообразному и утомительному. Не случайно энергетические затраты домашней хозяйки и рабочего, занятого тяжелым физическим трудом, приблизительно равны.

"Второй рабочий день" женщин никак не оценивается государством. Более того, в общественном сознании укоренился стереотип, что труд в домашнем хозяйстве - это проблема семьи, а, в конечном счете, - личное дело женщины.

"Двойная занятость" оказывает сильное воздействие на продолжительность и характер свободного времени женщины. Испытывая постоянный дефицит в полноценном, разностороннем отдыхе, общении с детьми, женщины используют те немногие свободные часы, которые выкраиваются после рабочего дня и выполнения необходимых обязанностей по дому, в основном для элементарного восстановления сил и минимального удовлетворения потребностей в новой информации. На домашний труд, уход за детьми и занятия, связанные с их воспитанием, у них уходит еженедельно в среднем примерно 60% времени, не связанного с производственной деятельностью и удовлетворением физиологических потребностей.

На приобщение к культурным ценностям, общение с людьми и природой, на занятия спортом, различного рода увлечения у женщин остается в среднем 21-22 часа в неделю, или примерно 2-2,5 часа в будние дни и по 4-5 часов в выходные, т.е. время, неадекватное степени накопленной усталости в процессе профессионального и домашнего труда.

Хотя продолжительность рабочего времени у мужчин в среднем выше, чем у женщин, при оценке совокупного рабочего времени следует учитывать, что мужчина затрачивает на ведение домашнего хозяйства 1,4ч. в день, а женщина - в два раза больше. В выходные дни "семейная нагрузка" мужчины составляет 3,4ч., женщины - 5,8ч. Таким образом, суммарная трудовая нагрузка женщин оказывается существенно выше (7,9).

Долгое время домашние занятия не считались трудом. Труд ограничивался сферой оплачиваемой занятости. Человек в домашнем хозяйстве может быть занят полный рабочий день и полную рабочую неделю, но вправе ли мы считать его деятельность трудом? Как, например, оценивать домашний уход за детьми: это затрата трудовых усилий, отдых или внетрудовая деятельность? В какой мере женщины, всю жизнь занимавшиеся воспитанием детей, могут претендовать на "трудовую" пенсию и прочие социальные гарантии? Как вообще отделить домашний труд от свободного времени, а домашнее производство от чистого потребления?

Работодатели, отдающие предпочтение женщинам, мотивируют это тем, что женщины более ответственно относятся к труду (38,6%), более исполнительны (33,8%), более дисциплинированы (16,6%). 4% работодателей признали основным мотивом найма женщины - возможность меньше платить.Вообще, о существовании такой возможности сообщили 53,8% работодателей мужчин и 50% работодателей женщин (38,64).

В силу сложившегося разделения труда и характера профессионального образования женщины предпочитают работать в госсекторе, в том числе в социальных учреждениях. Сферой применения их труда в промышленности чаще всего были крупные предприятия, где они обычно занимали места рабочих массовых профессий и низового инженерно-управленческого персонала. В силу социально-экономических условий нет оснований рассчитывать на возрождение прежней структуры занятости.

В этих условиях часть женщин предпочла семейные функции производственным. В одних случаях добровольно, когда доходы главы семьи позволили это сделать (таких семей становится все больше), в других вынужденно, когда нет профессиональной работы, но есть подсобное хозяйство или случайная занятость. Процессы снижения участия женщин в общественном производстве фиксируется и статистикой (22,13).

Однако, высокий уровень занятости пенсионеров и преобладание среди них женщин (85,9%) свидетельствуют, что официальная статистика дает искаженное представление о занятости женщин и их потребности в работе.

Опросы показывают, что рабочая неделя большинства работников значительно превышает установленную законом40-часовую продолжительность: для мужчин она фактически составляет 48 часов, для женщин – 44 часа.

Надо также иметь ввиду, что широкое распространение получила дополнительная занятость, увеличивающая общую трудовую нагрузку. Чтобы реально задействовать указанные качества необходима определенная государственная политика поддержки малого бизнеса, в том числе и женского.

Система мероприятий в этом направлении должна опираться в правовом отношении на изменения в законодательстве (о труде, занятости, образовании, некоммерческих организациях и т.п.), а в организационном - на сотрудничество правительственных организаций (Министерство труда и социального развития КБР, службы занятости. Министерство образования и науки КБР и их структур). Совместный характер действий позволил бы включить различные источники финансирования - страховые бюджетные средства, инвестиции, кредиты, финансовые товарищества, объединение которых усилило бы реальность осуществления намеченного.

Большие возможности в увеличении женской занятости заложены в малом бизнесе. В нем занято более 4% населения, и значительную часть которых составляют женщины.

Особое внимание в системе мер государственной политики должно быть уделено повышению конкурентоспособности женской рабочей силы на базе широко развитого обучения.

Устойчивая практика «закрепленности» за женщиной всего, что касается семьи, политика по отношению к семье, процессы, происходящие в ней, имеют реальные отрицательные последствия. Политика государства, в результате которой многие (почти все) семейные льготы закреплены фактически за работающей матерью, сделала женщин наиболее уязвимыми на рынке труда. Этот «урок» должен быть учтен при разработке социальной политики на всех уровнях (30,73).