Смекни!
smekni.com

Проблемы толерантности в современном обществе (стр. 10 из 11)

Текст № 2. Дискриминация (текст раздаётся всем участникам игры, они его читают и пользуются им при обсуждении).

«Негативные предрассудки, сопровождающиеся активными действиями, называют дискриминацией, т.е. ограничением в правах по расовым, религиозным, идеологическим, имущественным и иным признакам. Дискриминация затрагивает людей в той мере, в какой они являются другими. Но иной образ жизни, возможно, так же хорош, как и наш. Дети должны гордиться цветом своей кожи, своей историей, знать свои корни, но одновременно уметь по достоинству оценивать не похожего на себя. Это очень важно для собственной идентификации и формирования того позитивного образа, на основе которого другие составляют о нас своё впечатление. Знакомство с культурой, обычаями и образом жизни других людей, умение занять позицию другого помогает объяснять наши предрассудки, а значит, устранять мотивы дискриминации. В то же время знание другого ещё не является гарантией терпимого к нему отношения». Ведущий просит игроков поднять запрещающие или разрешающие знаки и высказывать своё отношение к прочитанному».

Текст № 3. Феномен «козла отпущения» (текст раздаётся всем участникам игры, они читают и пользуются им при обсуждении).

«Люди, чем-то отличные от других, легко становятся «козлами отпущения». Этот образ восходит к древнееврейской легенде, в которой козёл, символически нагруженный грехами и недостатками своего народа, изгонялся в пустыню. Благодаря этому люди получали возможность обрести внутреннюю гармонию, но одновременно утрачивали способность к самосовершенствованию. Варианты проявления этого феномена многочисленны. Если общество лихорадит безработица, если футбольная команда проигрывает, а в классе царит напряжённая атмосфера, всегда найдётся «козёл отпущения». В основе механизма действия феномена «козла отпущения» лежит треугольник. Здесь обязательно должен быть зачинщик – лидер, затем – группа поддержки и, наконец, сам «козёл отпущения». Зачинщик нуждается в группе, которая его поддерживает, а та, в свою очередь, ничего не предпринимает в защиту обиженного из-за боязни самой стать мишенью».

«В Китае считается неприличным целовать другого при встрече, а у нас поцелуи являются обычным проявлением симпатии. В Китае не пьют холодную воду, а у нас ею утоляют жажду в жару. В Китае основные блюда подают в начале, а уже потом следует суп, а у нас суп считается первым блюдом. В Китае кожуру с овощей и фруктов счищают лезвием ножа, направленным от себя, а у нас – к себе».

Проведите своеобразную игру. Пусть те, кто считает, что поведение китайцев странно, поднимет правую руку, а те, кто думает, что оно обычно, - левую. Реакция участников даст основание поговорить о том, что не бывает «плохих» и «хороших», «естественных» и «противоестественных» обычаев. Каждый народ имеет право на свои.

Обсудите также с друзьями, какую роль играют у некоторых народов Австралии, Африки, Южной Америки роспись лица, татуировка и прокалывание, а также как используются эти элементы в современной молодёжной среде. Обратите их внимание на то, что и в том и в другом случае роспись, прокалывание, татуировка являются знаками принадлежности к определённой социальной группе, сигналом о намерениях человека. Наконец, они демонстрируют представление людей о красоте. Иными словами, эти элементы имеют одинаковую функцию в разных культурах.

Игра заканчивается тогда, когда тема разговора исчерпана.

Заключение

Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.

Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально, будучи как бы отгороженными друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.

Вместе с тем глобализация наглядно демонстрирует неисчерпаемое многообразие социокультурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, присущих разным сообществам. С каждым десятилетием это многообразие не только не уменьшается, но растёт, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самой способности человеческого рода регулировать возникающие на этой почве противоречия, не допускать их перерастания в острые конфликты и столкновения.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников.

Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности и одновременно активного неприятия проявлений экстремизма – долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и общественных, в том числе молодёжных, организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим – далёким от толерантности – позициям и нравам, к рецидивам экстремизма. Значительное воздействие способны оказать также здравомыслие и культура политических деятелей, лидеров общественных, особенно молодёжных, движений современной России.


Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь. В 2 т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. – Сов. энциклопедия, 1991.-Т.2.

2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1996.

3. Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 г. М., 2002.

4. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1974.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

6. Галкин А.А. Публичная сфера и культура толерантности. - М., 2002.

7. Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма // Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. Экономический и Социальный Совет ООН. 7 февраля 2002. С. 20-21.

8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.

9. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М.; СПб., 2000.

10. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. 1996. №3. С. 23-27.

11. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. М., 1997. С. 7-9.

12. Иванов В. В зеркале социологии // Советская культура. 19 сентября. 1989.

13. Иранский дневник. Б. м., б. г.-С. 18-37.

14. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. С. 48-60.

15. Карлген Ф. Воспитание к свободе/Пер. с нем.М., 1992.

16. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004.

17. Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 – 2001гг) // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183.

18. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России. М.: Центр развития системы доп. образования детей, 1999. С. 95-97.

19. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.

20. Лекторский В.А. О толерантности плюрализме и критицизме // Вопросы философии, №11,1997.

21. Львов М.В. Словарь антонимов рус. языка: Более 200 антоним. пар/Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Рус. яз., 1988.

22. Монтессори М. Метод науч. педагогики, применяемая к детскому воспитанию в домах ребёнка // История дошк. заруб. педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

23. Нетерпимость в России./ Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М.: Моск. центр Карнеги, 1999.

24. Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика.№4.1997.

25. Ожегов. С.И. Словарь русского языка. - М., 1983.-С. 707.

26. Ондрачек П. принципы действенного воспитания. Вологда,2001.

27. Петрицкий В.А. Толерантность – универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. Спб.; 1993.-С.139-151.

28. Права человека, толерантность, культура мира // Док-ты. М., 2002.

29. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998.

30. Религия и Закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: Собрание правовых актов. М.: Юриспруденция, 2002. С. 7-56, 57-203.

31. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.