Смекни!
smekni.com

Проблемы толерантности в современном обществе (стр. 4 из 11)

Психотерапия К. Роджерса о безусловном принятии клиента, эмпатическом понимании и конргуэнтности психотерапевта имеют практическое звучание в педагогике. К. Роджерсом сформулирован тезис о личном опыте ребёнка в обучении. Педагогу отводится роль фасилитатора, т.е. человека, способствующего эффективному и результативному осуществлению группового образовательного процесса и действия. Педагог - фасилитатор призван стимулировать личностный рост воспитанника, создавая особые условия: полное принятие, понимание, конгруэнтность. Если ученики сталкиваются с высоким уровнем понимания, заботы и искренности, они научатся большему и лучше себя ведут, чем когда они имеют дело с невысоким уровнем поддержки. Очень важно относиться к ученикам как «чувствующим и сознательным человеческим существам» [32, c.357].

Концепция «действенного воспитания» Д. Динкмейера и Г.Д. Мак–Кейма строится на уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми. Действенное воспитание даёт воспитателю возможность для лучшей ориентации в ребёнке, в самом себе и в процессе воспитания, воспитательного взаимодействия с большей уверенностью в себе и стабильностью по отношению к ребёнку, создание прочных, развивающих и поддерживающих взаимоотношений с ребёнком, сохранение способности к действию в проблемных ситуациях повседневного воспитания.

Р. Дрейкурс называл мужественными людей, которые признают своё несовершенство. Основой уверенности в себе является мужество признать своё несовершенство. Если взрослый может смириться со своим несовершенством и положиться на возможность совершенствоваться, это действует успокаивающе и стабилизирующее на ребёнка. «Сознание собственного несовершенства не предполагает его в качестве оправдательного аргумента при (преступной и прочей) неосторожности и при повторении ошибок. Такой подход даёт определённую уверенность (от возможных упрёков), но имеет отрицательный педагогический эффект (потому что учит ребёнка прибегать к отговоркам)» [26, c.78].

Б.Э. Риэрдон ставятся следующие актуальные проблемы педагогики толерантности: особенности терпимого поведения в классе, как обучать толерантности и из чего она складывается, предлагаемые подходы к обучению различным видам толерантности в начальной школе и другие. «Тремя сверхважными целями образования: (1) научить жить в многоликом мире, (2) научить конструктивно разрешать конфликты, (3) воспитать ответственность», - считает автор, необходимо посвящать занятия с учениками. На педагога возлагается большая надежда в культивировании толерантных идей в школах, среди воспитанников и их родителей. Совместными усилиями администрации, педагогов, детей, родителей, общественности и др., полагает автор, можно построить толерантные отношения в обществе и в целом мире [31, c. 17-24].

Таким образом, прогрессивная педагогическая мысль как отечественной школы, так и зарубежных авторов всегда была пронизана идеями гуманизма, сопротивлялась насильственному манипулятивному воздействию со стороны взрослых и в физическом, и в духовном плане. Переломные изменения, наблюдаемые в общественной жизни России, ставят приоритетность «мягкого» толерантного управления образованием всех участников образовательного пространства.

1.3 Исследование проблем толерантности в психологии

Гуманистическая философия и психология являются методологической основой терпимости и толерантности. Прежде всего, это работы А. Маслоу, М. Бубера, К. Роджерса, В. Франкла, G. Allport, психология прощения, психология и педагогика ненасилия. Для М. Бубера терпимость являет собой неотъемлемую часть диалога между «Я» и «Ты», при которой происходит подлинная встреча в отношениях, позициях, возможностях и т.д.

В контексте теории «здоровой личности» А. Маслоу терпимость выступает как один из ведущих принципов, дающий ключ к пониманию суть человека, объясняющий специфику взаимодействия людей. Данный принцип выступает, по крайней мере, дважды. Во-первых, можно заключить, что терпимость – это один из возможных путей самоактуализирующейся личности, особенно актуально данная мысль звучит, когда Маслоу говорит о самоактуализации как возможности выбора, личностного роста, возможности принимать себя и других людей такими, какие они есть, возможности в установлении с окружающими доброжелательных личных отношений.

Принцип терпимости достаточно ярко выражен в русле концепции «полноценно функционирующей личности» и недирективной терапии К. Роджерса. Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него проблем, можно не директивно, а опираясь на стремление человека к свободе и к позитивным изменениям. Это становится возможным благодаря безусловному принятию человека, эмпатическому пониманию и конгруэнтности, в результате стимулируется тенденция личности к самоактуализации, реалистическому представлению о себе, снятию противоречий между «реальным я» и «идеальным я», и, следовательно, более человечному, терпимому отношению к себе и окружению.

По мнению В. Франкла, который показывает путь духовного развития человека, движущегося по пути поиска и реализации смыслов, терпимости отводится роль неотъемлемой составляющей данного развития, поскольку это развитие носит целостный характер, выражающийся в постижении ценностей созидания, переживания, отношения, и развёртывается в направлении обретения свободы, независимости, гибкого реагирования на меняющиеся жизненные ситуации.

Согласно G. Allport, развитие человека происходит во взаимосвязи с социумом. G. Allport выделяет шесть критериев зрелой личности:

1) широкие границы «Я» как способность посмотреть на себя со стороны и социальная активность;

2) способность к тёплым сердечным социальным отношениям (в том числе терпимость);

3) эмоциональная неозабоченность и самоприятие (умение справиться с собственным эмоциональным состоянием);

4) реалистичное восприятие, опыт и притязания;

5) способность к самопознанию и чувство юмора;

6) направляющая (цельная) жизненная философия.

Таким образом, терпимость, или толерантность, является жизненно важным личностным свойством.

С позиции «Психологии прощения», разработанной Р. Аль-Мабуком, М. Сантосом, Р. Энрайтом, терпимости отводится центральная роль в правлении прощения.

Проявления прощения в межличностных отношениях могут быть определены как решение:

1. отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, который нанёс незаслуженную обиду;

2. поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика, то есть, проявляя терпимость;

Достаточно полно терпимость рассматривается в «Психологии и педагогике ненасилия», разработанной В.Г. Мараловым, В.А. Ситаровым.

Ненасилие рассматривается авторами как идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего жизненного, человека и его жизни; отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, природой, другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление стремления всего живого к позитивному самопроявлению. Базовым понятием данного направления гуманистической науки является принятие позиции ненасилия. Авторы выделяют психологические условия приобретения личностью позиции ненасилия: принятие собственной личности; преодоление психологических защит; осознание уровня собственного эгоцентризма и приобретение ассертивности; формирование терпимости. Терпимость выступает в качестве внутреннего гибкого механизм существования позиции ненасилия, она сориентирована на другого человека, принятие и понимание его в сопоставлении с собой и своими взглядами. Овладение терпимостью является выражением личностной зрелости.

Функции терпимости и толерантности. Одним из центральных для психологии является вопрос о том, какова роль терпимости во взаимодействии человека с миром и другими людьми, каковы их функции.

В.А. Петрицкий выделяет следующие функции терпимости и толерантности. В рамках индивидуальной морали терпимость осуществляет коммуникативную и ориентационно-эвристическую функции. Терпимость позволяет понять партнёра по общению, совместной деятельности, оптимизирует процесс общения. В рамках общественной морали В.А. Петрицкий выделяет гносеологическую, прогностическую и превентивную функции. Интегрировав выделенные В.А. Петрицким функции терпимости, которые полностью не ограничиваются перечисленными, добавляю синдикативную функцию, которая находит своё выражение в сплочении больших и малых групп; трансляционную, необходимую для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний, способов деятельности и т.д.; адаптивную, предусматривающую приспособление к неблагоприятным факторам среды; активную функцию как возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека, но без применения средств принуждения; и функцию конгруэнтно-эмпатическую. Личность, обладающая развитой эмпатией, умеющая понимать и принимать не только себя, но и партнёра по общению, обладает подлинной конгруэнтностью, ориентирована на самоуважение и уважение других, сочетает внутреннюю свободу личности и самодостаточность [27, c.139-151].