Смекни!
smekni.com

Профессиональные экспектации современной российской молодежи (стр. 2 из 15)

В качестве методологической базы исследования выступают также подходы зарубежных исследователей: понимающая социология М. Вебера, учение о коллективных представлениях Э. Дюркгейма. Уникальность объекта социологии заключается в том, что он сам способен давать информацию о себе, как это может происходить при проведении опросов. Поэтому понимание мотивов, смысла, придаваемого людьми своим действиям и событиям, – социологический способ научного объяснения. То, что в социологии объяснение должно быть понимающим объяснением, доказал М. Вебер еще в начале ХХ века.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты обосновывают необходимость осуществления корректирующих шагов в реализации профориентации, профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи.

Работа может быть использована в научно-педагогической работе для чтения учебных курсов по социологии, социологии культуры, социальной инновации, профориентологии, а также при проведении профориентационной и воспитательной работы.

1. Социокультурная обусловленность профессиональных устремлений

1.1 Культурно-историческая экспозиция проблемы

Профессия в историческом, социокультурном контексте представляет собой ценность. Это ценность многоуровневая и многозначная: ее содержание в разное время, в различных «эшелонах» общества неодинаково. Ценностное наполнение зависит не только от социокультурного, политико-экономического состояния общества, но и от особенностей носителя-актора.

Поэтому ценность профессии и совокупна, и дифференцированна в одно и то же время. Мы имеем в виду дифференциацию не только в классово-экономическом смысле слова, но в социокультурном: по ценностям, потребностям и, конечно же, по типу жизни, хозяйствования. В этом ракурсе профессию можно рассматривать как один из смыслообразующих моментов в развитии культуры.

Профессия относится к таким явлениям, которые возникли задолго до того, как их стали изучать, поэтому его исследование обязательно должно включать и рефлексию относительно его генезиса.

Исследование памятников Среднего царства позволило выявить социальный слой основных производителей материальных благ, обозначаемых самими египтянами обобщающим термином «царские хемуу». Этим термином охватывалось практически все трудящееся население страны.

Царские хемуу, основной обязанностью которых была работа в рамках определенной профессии, эксплуатировались как в царском и храмовых хозяйствах, так и в хозяйствах частных лиц – людей, занимавших различные должности в центральной, номовой и храмовой администрации. Связь каждого царского хемуу с определенной профессией была характерной особенностью всего данного социального слоя.

Царские хемуу назначались на работы в юности, причем права выбора профессии они были лишены. Каждый год от имени царской администрации в номах проводились специальные смотры, основное назначение которых состояло в распределении юношей из трудового населения страны, достигших совершеннолетия. На эти смотры привлекались все дети царских хемуу. Прежде всего, на смотрах происходил отбор наиболее сильных и выносливых юношей в войско; назначались дети царских хемуу и в низшее жречество. При определении в ремесленное производство, естественно, учитывались профессиональные навыки, передаваемые по наследству, поэтому сын ремесленника обычно становился тоже ремесленником. Большая часть юношей становилась земледельцами или распределялась на другие основные профессии в зависимости от производственной потребности египетского хозяйства. Назначенная принудительно, профессия являлась для большинства участников смотра пожизненной.

Источники Нового царства заставляют предполагать, что этот слой трудящегося населения страны со всеми его основными отличительными чертами продолжал существовать и на протяжении всего новоегипетского этапа истории страны, правда, под новым обобщающим наименованием – семдет, что значит «профессии», т.е. люди, распределенные на профессии.

Ремесло играло видную роль в экономике позднеримского Египта, а ремесленники представляли собой многочисленный слой производительного населения страны.

Будучи юридически свободными, ремесленники государственных мастерских на деле были лишены свободы выбора профессии, свободы передвижения и т.д., и своим бесправным положением в известной мере напоминали рабов.

Однако основным ядром египетских ремесленников в позднеримское время были ремесленники, работавшие самостоятельно, и наемные работники. И в этой среде, так же как и у работников государственных мастерских, наследственность профессии была обычным явлением, но в данном случае она не носила, как полагали до недавнего времени, принудительного характера. Поскольку наследственность профессии вызывалась не государственным принуждением, а традицией и экономическими условиями, можно утверждать, что у детей подавляющего большинства ремесленников не была отнята свобода выбора профессии.

Отсутствие принудительной наследственности ремесла не означает, однако, что ремесленники были полностью свободны в сфере своей профессиональной деятельности. Лицо, освоившее ремесленную профессию, заносилось в список ремесленников данной специальности. Составлением списка преследовались, по всей вероятности, в первую очередь фискальные цели. Переквалификация, изучение другой специальности и переход на работу по новой специальности не разрешались. Если иногда переквалификация и осуществлялась, то только с разрешения администрации. Профессиональное прикрепление ремесленника к своей специальности неизбежно сопровождалось и его территориальным прикреплением, ибо только в таком случае деятельность ремесленника могла находиться под постоянным контролем, и обеспечивались фискальные интересы государства. Известную заинтересованность должна была проявлять и корпорация, в состав которой входил ремесленник, так как ей было невыгодно потерять носителя части общего налогового бремени.

В древнеирландском обществе ремесленники передавали свою профессию по наследству, притом как по мужской, так и по женской линии, и обеспечивали себе пропитание исключительно своим ремеслом.

Социальные нормы, господствовавшие в обществе, где велико влияние религии, заставляют людей интерпретировать профессиональную структуру в соответствии с религиозной идеологией.

В обществе, где велико влияние науки и технологии, господствуют иные социальные нормы. То, что видит человек, зависит не только от природы явления и характера аппарата восприятия и мышления, но и от типа общества, от того, какие социальные нормы определяют приемлемый способ видения, интерпретации явлений.

Проблема профессионального становления стала актуальной в начале XX века. До этого времени свободного выбора профессии не было. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней.

Изменившаяся историческая ситуация коренным образом расширила мир профессий. Новые орудия и средства труда потребовали квалифицированных работников, способных качественно и производительно выполнять трудовые функции в течение многих лет.

Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. Предполагается, что члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Намечается движение по пути большей свободы человека, что выражается в переходе к новой системе ценностей.

Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают выбор профессии, который в представлении людей соответствует социальному статусу.

Профессиональная карьера становится важнейшим каналом социальноймобильности. По утверждению П. Сорокина, «многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоев, достигших еще более высоких социальных позиций. Среди 829 британских гениев, исследованных Х. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшихся до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу. Около 16,8% из числа наиболее известных людей Германии родились в рабочих семьях и достигли высокого положения посредством профессиональной лестницы. Во Франции среди самых известных литераторов 13% были из рабочей среды, 4% наиболее известных ученых России, достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды. Если так обстоит дело в кругу наиболее именитых, то менее успешные профессионалы тоже улучшили свое социальное положение при помощи этого «лифта».

Тем не менее, в эпоху становления капитализма доступ к традиционно престижным видам деятельности был ограничен. Дискриминируемые этнические и религиозные меньшинства не могли стать юристами, военными, чиновниками, членами ремесленных цехов, поэтому они выбирали предпринимательство как путь к богатству и престижу.

В рамках современного исторического профессиоведения ведутся исследования, связанные с созданием русскоязычного варианта исторического стандарта классификации и кодификации занятий населения. Сегодня такой стандарт уже функционирует на ряде языков, при этом базовой является англоязычная версия. В 2002 г. вышло фундаментальное издание на английском языке, включающее саму версию HISCO и методическое руководство к ней. Основной целью создания подобного стандарта стала представившаяся возможность создания высокой степени сравнимости исторических данных разных стран и территорий.