Смекни!
smekni.com

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения (стр. 11 из 15)

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных ус­луг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности [20, 41].

Социально-психологический патронаж реализуется в раз­личных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспи­тании детей, находящимся в состоянии хронической соци­ально-психологической дезадаптации и эмоционального на­пряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патро­наж проводят консультирование, находят вместе с клиента­ми альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревож­ности, при этом специалист должен квалифицированно со­вместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и проясне­нию ситуации с учетом социального и психологического со­стояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддер­жку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложив­шейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций [20,85].

Кроме того, с помощью социального патронажа соци­альные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного — с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рам­ках патроната, социальный работник исполняет самые раз­нообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитни­ка. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий [20, 95].

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя все­стороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возмож­ности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направ­ления:

информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опас­ной;

- прямое вмешательство в ситуацию;

- заключение социальной службой договора о сотрудни­честве и его планирование;

- непосредственная поддержка клиента патроната (пат­ронат);

- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с клиентом ответственные за пат­ронат специалисты фиксируют на специальных учетных кар­точках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообраз­ные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного на­строя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения соци­альными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т. д. [22,50]

Таким образом, патронаж в системе патроната и соци­альной работы означает:

- на уровне клиента — его начало с момента определе­ния и квалификации социальной службой жизненной ситуа­ции клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и
его ближайшего окружения;

- на уровне содержания патронажной работы — выдви­жение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а по­тому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

- на уровне методов патронажа — использование не толь­ко традиционных путей оказания помощи, но и специаль­ных дополнительных "обходных", а также дифференциро­ванной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие от­ношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

- на уровне организации — это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гума­низма и учета интересов клиента предполагает определен­ную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

- на уровне границ социальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимостьпостоянного целенаправленного привлечения к процессу ока­зания социальной помощи и поддержки целого ряда специа­листов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учрежде­ний за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности работы — пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);

- на уровне кадрового обеспечения деятельности систе­мы патроната и проведения патронажа — принципиальное изменение профиля образования специалистов по социаль­ной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, гото­вого работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы;на уровне определения круга лиц, участвующих в пат­ронате и патронаже средствами социальной работы, — это обязательное их расширение и подключение не только спе­циалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонте­ров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличиваю­щая потенциальные возможности специализированной и ква­лифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.


2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска»

Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно час­то специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, за­трудняются, какой именно вид помощи необходим: экономиче­ская, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возни­кающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проб­лем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.

В работе с семьей необходимо выделять те направления помо­щи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затрудне­ния.

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответствен­ности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миг­рацией семьи и т. д.

Перечень причин такого явления довольно разнообразен, и его можно продолжать бесконечно. Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возмож­ного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также се­мей группы риска затрудняет процесс реабилитации как самого ре­бенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родитель­ских прав, помещают ребенка в государственные учреждения раз­ного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего вы­явления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитани­ем, социализацией.

Органы местного самоуправления согласно статье 34 Граждан­ского кодекса РФ являются органами опеки и попечительства. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ» [24, 45].

В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации при­няли закон «Об организации работы по опеке и попечительству», в котором предусмотрели возложение работы по опеке и попечи­тельству в отношении несовершеннолетних детей на соответст­вующие отделы образования. В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет специалист (инспектор) по охране детства. Это позво­ляет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовку заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого знаний) по запросу суда и т. д. Защита прав и законных интересов детей не осуществ­ляется в полной мере.