Смекни!
smekni.com

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения (стр. 6 из 15)

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирова­ние всего организма. Они вызываются многими причинами — ут­ратой любимого, близкого человека, разводом и повторным бра­ком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствия­ми, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофа­ми и т.д.

Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу пережива­ний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след и психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситу­ация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, Но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приведет ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, ибозависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситу­ация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физи­ческая агрессия, так как это способствует появлению чувства не защищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напря­женная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нор­мальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства люб­ви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.

Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, — дети чутко улавлива­ют даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родите­лей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издева­тельства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теп­лого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изме­нить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь и неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического статута РАО (1990), по своему психическому развитию дети, вос­питывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесни­ков, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства — от младенчества до взрослости — психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.

Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ре­бенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные проце­дуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагопо­лучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уров­ни человеческого функционирования (личностный, межличност­ный, социальный, физиологический, психологический, сомати­ческий и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.

Переживания травматических ситуаций или событий повто­ряются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются деть­ми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, про­являющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах с том, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличен­ном реагировании.

Психика «сживается» с переживаниями травмы, приспосабли­вается к ней. Симптомы травматических переживаний в виде пси­хических отклонений являются способом выживания [34, 56].

Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого пси­хического состояния — психической депривации (Й. Лангеймер и Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлет­ворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, про­исходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных лич­ностных качеств и образований.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация — обеднение среды, ее сужение; социальная — умень­шение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмо­циональная — снижение эмоционального тона при взаимоотно­шениях с окружающими; психическая — невозможность удовлетворения основных потребностей).

Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без по­печения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и па­губное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются имеете.

Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психи­ческое развитие: родительский дом — отец, мать, другие взрос­лые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ре­бенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он на­блюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, под­ражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится за­воевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их цен­ности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного деть­ми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознатель­ная программа «наследия предков», заложенная в человеке семь­ей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чув­ства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье [34, 91].

Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не; может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою се­мью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невоспри­имчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для со­циального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там на­ходятся их родители!

Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родите­лей, вызванное такой средой, но не их самих.

Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.

У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, но ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев Приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.