Смекни!
smekni.com

Социализации старшеклассников под влиянием телевидения (стр. 5 из 7)

Таким образом, наше исследование приводит к следующим выводам:

1. Чем выше уровень сформированности социальных качеств у старшеклассника, тем целенаправленней и осознанней становится для него просмотр телепередач.

2. Чем ниже уровень социализированности учащегося, тем чаще он пользуется просмотром телевизора в качестве времяпрепровождения досуга или «просто так».

3. Низкие показатели сформированности социальных качеств способствуют подражанию образцам массовой культуры, например, героям популярных сериалов или реалити-шоу.

4. Высокие показатели социальной активности свидетельствуют о том, что старшеклассники интересуются темами, осуждаемыми на телевидении сегодня.

5. Высокий уровень социализированности учащегося прямопропорционален сознательности, с которой старшеклассники признают вредное влияние телевидения на физическое и психическое здоровье.


Глава 3. Практические рекомендации социальному педагогу по использованию телевидения в работе со старшеклассниками

3.1 Синема-технология как средство воспитания

В современной практике воспитания подростков востребованы новые технологии, которые позволяют организовать процесс социального взросления. Специфика подросткового периода заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях. Наша задача – создать педагогически организованные возможности социального становления подростков.

Способами организации таких возможностей могут быть технологии коллективных творческих дел, технологии социального проектирования и др. Мы предлагаем ещё один эффективный способ создания модальностей взросления – синема-технологии.

Синема-технологии как средство воспитания нацелены на создание общности мировосприятия ребёнка и взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. Подросток чаще всего фиксируется только на внешних атрибутах взрослости (курение, физическая сила, секс, демонстрация вседозволенности и власти, обладание предметами роскоши и т.п.). По существу его сознание находится в состоянии моратория - психологической стадии перехода от детства к взрослости, от морали, усвоенной ребёнком, к этике, которую ещё предстоит принять взрослому. Словом, данная методика помогает воспитаннику социального педагога воспринять реальные представления о взрослости посредством кинематографического произведения.

Благодаря синема - технологии можно создать прецедент живого и непринуждённого обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев сюжета.

Мы предлагаем несколько вариантов реализации воспитательного процесса, каждый из которых строится на материале того или иного кинофильма. Фильм при этом становится зеркалом, в котором подросток- старшеклассник при помощи социального педагога может увидеть пути собственного взросления.

Реализация синема - технологии включает ряд этапов: этюд, экспликация, рефлексия. На этапе этюда ведущий анонсирует фильм. Он может прочитать стихотворение, афоризм, припомнить отзыв одного из кинозрителей и т.п. Внимание ребят акцентируется на социальных проблемах, затронутых режиссёром.

В словах ведущего должна звучать недосказанность. Далее следует просмотр фильма. Этап экспликации (от лат. «усиление» ) предполагает актуализацию переживаний, посредством педагогически сформулированных вопросов о социальной проблематике фильма. На этапе рефлексии в группе идёт поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и их прототипам), но и в близком действии ( по отношению к конкретным людям, живущим в городе, во дворе, в соседней квартире).

3.2 Конкретные примеры организации воспитательного процесса. Кинофильм «Спасите наши души»

Этюд

Педагог читает стихотворение Д.Г. Левитеса «Отлучение» и анонсирует фильм.


Я – скульптор, моя мастерская – класс,

Щёки горят, чёлки отброшены…

Десятками пар ушей и глаз

Уставились на меня сейчас

Будущие эйнштейны и Ломоносовы.

И, словно ваятель на влажной глине,

Словом оставлю нужный след.

Ошиблась рука и вместо линии,

Правильной и незаменимой,

Уродливый шрам на много лет…

Но как ни старайся, как не трудись –

Вряд ли достигнешь цели конечной:

Необожжёнными входят в жизнь

Глиняные мои человечки…

Как Вы думаете, сколько раз нужно обжечься, чтобы повзрослеть? Сейчас Вы посмотрите фильм главные действующие лица которого – Зина и Миша живут в небольшом провинциальном городке. Им по 13 лет. Сложности, с которыми ребята сталкиваются дома, толкают их на воровство…

Как Вы думаете, есть ли нравственные законы жизни? Что в современном мире значат деньги? Уместна ли фраза, которую можно слышать от молодых людей: «Чем больше взрослею, тем больше имею?» (Начинается просмотр фильма.)

Экспликация

Педагог (или ребёнок в роли ведущего) задаёт вопросы и выслушивает ответы ребят.

1. К кому обращено название фильма? Чьи души нужно спасать и от чего?

2. Что побуждает Зину украсть первый раз, ведь она , кажется идёт на преступление не ради себя?

3. Почему Зине нравится Миша, а не другие её сверстники? Можно ли сказать, что мотоцикл Миши - это атрибут его взрослости?

4. Почему Зине было легко украсть деньги , необходимые для ремонта мотоцикла?

5. Что побуждает подростков совершать кражу барсеток из машин?

6. Почему они принимают решение тратить деньги только на себя? Как вам нравится утверждение Зины о том, что «дети должны заботится о своём будущем, чтобы потом позаботиться о своих детях»?

7. Что побуждает ребят дать деньги на операцию больной девочке?

8. Почему сразу после совершения этого доброго поступка они начинают шантажировать больного мальчика, сидящего в машине?

9. Где и когда человек переходит ту грань, за которой утрачиваются нравственные ориентиры?

10.Можно ли сказать, что сработал закон социальной справедливости, когда парочка юных воришек попала под жестокий прессинг отца больного мальчика?

11.Почему при словах своего сына: «Папа, а ты купишь мне такой же мотоцикл, когда я вырасту?» - тот прерывает «разборку» с Мишей и Зиной, и выбрасывает собранные ими деньги в реку?

Рефлексия

Педагог сосредотачивает внимание подростков на разрешении проблемы посредством побуждающих вопросов.

1. На какие атрибуты взрослости, по – вашему, ориентируются современные подростки? (Дорогой сотовый телефон, сигареты, физическая сила и др.)

2. Почему для подростков так важно всё это?

3. Можно ли по-другому проявить себя в компании? Как?

4. Можно ли сказать, что преступать нравственный закон для достижения внешних атрибутов взросления – это неверный путь? Если да, то почему?

5. А если взрослеть по-настоящему, то какие из нравственных качеств человека могут выйти на первое место, составив конкуренцию внешним атрибутам взрослости?

6. Можете ли Вы рассказать как менялись Ваши взгляды на понятие «взрослый» в 10, 12, 14 лет?

7. Оглянитесь, не раздаётся ли рядом с нами сигнал «SOS»? Что Вы можете сказать вашим сверстникам, ставшим на скользкий путь, что можете сделать для них?

Названия киноработ, которые могут быть использованы социальным педагогом в работе со старшеклассниками:

- «Невидимые дети» (режиссёры Э. Кустурица, С. Ли, Р. Скотт, К. Лунд, С. Венерузо) разговор об отношении к детям, о долег взрослых пере молодым поколением (зеркало для политиков, представителей системы социальной защиты, педагогов, родителей).

- «Заплати другому» (режиссёр М. Ледер) – тема реальной и мнимой помощи (зеркало для взрослеющих альтруистов).

- «Парниковый эффект» (режиссёр В. Ахадов) – этот фильм поможет найти ответ на вопрос: «Счастлив ли человек, плохо относящийся к людям?» (Зеркало для нигилиста.)

- «Аврора» (режиссёр О. Байрак) – разговор о перипетиях трагичного взросления.

- «18 лун» ( режиссёр И. Исламгулов) – тема взросления через трудности межличностного выбора.

- «Итальянец» (режиссёр А. Кравчук) – тема взросления вне семьи.

- «Поклонник» (режиссёр Н. Лебедев) – тема детско-родительских отношений в процессе взросления.

- «Город без солнца» (режиссёр С. Потёмкин) – тема «взросления» наркомана.

- «Точка» (режиссёр Ю. Мороз) разговор о взрослеющих девочках , пытающихся заработать «шальные» деньги.

- «Сволочи» (режиссёр А. Атанесян) – выбор пути взросления для отчаянных мальчишек.

- « Республика ШКИД» (режиссёр Г. Полока) – разговор о педагогической организации пространства взросления.

- « из 13 в 30» (режиссёр Г. Витлин) – иллюзии подростка о взросой жизни [36].

3.3 Технология воспитания старшеклассников как телезрителей

Концептуальной составляющей предлагаемой технологии воспитания компетентного телезрителя является преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов телезрителя.

Все мы являемся телезрителями, все мы по-разному подходим к выбору просмотра телепередач. Одних привлекает динамика сюжета, других – поэтичность языка, третьих – познавательная насыщенность, четвёртые смотрят всё подряд, и чем больше, тем лучше. Мы по-разному относимся к процессу просмотра телепередач: для одних это отдых, развлечение, для других – скучная обязанность, для третьих - серьёзная работа. Эти отличия обусловлены сформированными стереотипами телезрителя. Такие стереотипы могут быть полезными, а могут быть и неправильными и даже вредными. Последние приводят к тому, что человек попросту «убивает время» просмотром телепередач, не способствуя саморазвитию, ограничивает себя просмотром телепередач низкого культурного уровня. Негативные стереотипы телезрителя формируются с детства и закрепляются в период школьного обучения. Поэтому преодоление негативных и формирование позитивных стереотипов – одна из важных педагогических задач.