Смекни!
smekni.com

Социализации старшеклассников под влиянием телевидения (стр. 6 из 7)

Другой основной идеей предлагаемой технологии является интегративность: воспитание старшеклассников как телезрителей охватывает содержание различных учебных предметов и внеучебной деятельности. Осуществлять такое воспитание должен не только классный руководитель, но и другие учителя, а так же педагог-психолог и социальный педагог образовательного учреждения.

Ещё одна идея – сотрудничеств с семьёй. Отношение старшеклассников к просмотру телепередач во многом зависит от родителей. От того, какие у них стереотипы зрителя, организуют ли они совместный просмотр телепередач, обсуждение увиденного, расширяют ли круг зрительских интересов детей во многом завися особенности их детей как телезрителей.

Итак, генеральная цель технологии – воспитание компетентного телезрителя. Частные цели технологии помогут ответить на вопрос «Что такое компетентный телезритель?»: 1. Компетентный телезритель- это прежде всего разборчивый телезритель. Результатом её достижения является готовность к рациональному выбору телепередач. 2. Компетентный телезритель –это также увлечённый, познающий, исследующий телезритель. Результат достижения этой цели – готовность к постановке личностно значимых, развивающих целей просмотра телепередач. 3. Компетентный телезритель – это ещё и вдумчивый, заинтересованный телезритель, воспитание которого является третьей частью технологии. 4. Компетентный телезритель – критически мыслящий телезритель. Результат достижения этой цели – готовность к адекватной оценке увиденного.

Перейдём к содержанию технологии. Анализ научно – педагогических работ и педагогической практики позволил выделить следующие стереотипы, преодоление которых и является главной целью технологии. Первая группа, относящаяся к воспитанию разборчивого телезрителя – стереотипы зрительских интересов и предпочтений (всеядный телезритель, конформист, ограниченный телезритель, привередливый телезритель). Позитивным стереотипом для данной группы будет являться стереотип разборчивого телезрителя: круг его зрительских интересов широк, но при этом он рационально подходит к выбору книг и телепередач, выбирая те из них, которые имеют высокий культурный уровень, приносят пользу, способствуют саморазвитию.

Следующая группа - стереотипы отношения к процессу просмотра телевизора (развлечение, скучная обязанность и др.). Позитивным стереотипом отношения к процессу «телесмотрения» будет являться познавательный просмотр телепередач, просмотр – размышление, просмотр – творчество, просмотр – исследование.

Ещё одна группа – стереотипы восприятия увиденного («наивный реалист», безразличный телезритель, телезритель – поглотитель). Позитивным стереотипом восприятия увиденного будет стереотип вдумчивого, заинтересованного, ведущего диалог с автором, творческого зрителя.

Последняя группа – стереотипы оценки увиденного (конформизм в оценке, игнорирование оценки, нонконформизм, неверная оценка уведенного). Позитивный стереотип оценки увиденного: ориентация на замысел автора, творческая оценка, оценка с т.з полезности для саморазвития.

Выделим этапы технологии:

1. Диагностический. Педагог диагностирует зрительские интересы и потребности школьников, отношение к процессу просмотра телепередач, подход к их оценке, и особенности их восприятия учащимися.

2. Мотивационный. На этом этапе формируются позитивное, творческое, исследовательское отношение к просмотру телепередач и фильмов. Результатом этого этапа является формирование готовности к постановке личностно – значимых, развивающих целей просмотра телепередач.

3. Проектировочный. Педагог обучает школьников планированию просмотра телепередач, расширяет круг зрительских интересов и потребностей. Результат – формирование готовности к рациональному выбору телепередач.

4. Практический. Основная задача – работа над восприятием телепередач, а результатом будет являться – готовность к полноценному восприятию увиденного, т. е. восприятию осмысленному, заинтересованному.

5. Творческий. На этом этапе педагог учит школьников не только полноценному восприятию увиденного, но и критическому, творческому анализу, когда ученик выступает в роли соавтора фильма или телепередачи.

На каждом из перечисленных этапов для достижения планируемых результатов используется набор педагогических средств: форм, методов, приёмов работы с учащимися и родителями.

1. Беседа и анкетирование (Смотришь ли ты телевидение, видео? Какие передачи? Выбираешь ли ты их или смотришь всё подряд? Какие фильмы тебе нравятся? Почему? и др.) Для выявления особенностей восприятия можно организовать внеклассную этическую беседу, направленную на обсуждение какого- либо фильма. Результаты беседы и анкетирования можно занести в таблицу, а затем проанализировать на родительском собрании.

2. Педагогическое средство второго этапа – пятиминутки «Что мы читаем? Что мы смотрим?» (2-3 ученика в начале урока литературы рассказывают о том, какую передачу они смотрели последние дни, чем передача понравилась, запомнилась, а затем оценивают полезность данной передачи в баллах); составление рекламы и антирекламы на просмотренный художественный фильм ( реклама может быть оформлена в виде рисунка, стихов, показана как пантомима и тд.); этическая беседа «Зачем мы смотрим телевизор». Чтобы мотивировать родителей к семейному просмотру телевизора, можно организовать в классе «Вечер семейного просмотра фильма», на котором будут присутствовать педагоги, школьники, родители, где они вместе смогут обсудить увиденное произведение.

3. Проектировочный этап включает: составление плана просмотра телепередач, ведение дневников телезрителя (в первой графе ребёнок записывает автора и название передачи, а во второй – что приобрёл в ходе просмотра), задания для сравнения образцов высокой и низкой культуры. Можно провести лектории, круглые столы для родителей с целью расширить их представления о возрастных особенностях из детей.

4. Задания на сравнительный анализ увиденного, упражнения на развитие зрительских умений, этические беседы на актуальные темы с использованием материала телепередач, конкурсы на лучшего знатока какого – либо кинорежиссёра, актёра, игры «Поиск позиции», «Пойми меня», «Взаимопонимание» (Старшеклассники могут сравнить «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и современный детектив со сходным сюжетом, пьесу А. Островского «Бесприданница» и фильм «Жестокий романс»).

5. Эффективной формой работы на практическом этапе может служить созданный в классе клуб телезрителей. Раз в 2 недели могут проводиться заседания такого клуба, на котором организуются игры, викторины, происходит обмен мнениями, конкурс иллюстраций к увиденному и тд.[30].

Заключение

В структуре глобально функционирующих информационных систем наиболее значимым по масштабам воздействия на массовое и индивидуальное сознание является телевидение. Многообразие в использовании цветовой палитры, вариативно-инструментальные возможности режиссуры в выборе музыкально-звукового обеспечения телепрограмм с учётом эффективно направленной на зрителя выразительности предлагаемых жанров и тематических сюжетов, всё это предполагает и, как правило, создаёт на уровне обыденного сознания общий пафос достоверности отражения в телепередачах тех или иных явлений и процессов жизнедеятельности нашего общества.

К сожалению, телевидение стало транслятором навязанной обществу «либерализации» языка, экспансии чужеродных ориентиров псевдокультуры. Не подлежит сомнению, что это воздействует и на сознание старшеклассников, порождая социальную дезадаптированность, отклонения в психическом развитии и массу других негативных последствий. Возмущённая телеаудитория вопрошает, мысленно обращаясь к идеологам и организаторам современного телевидения, кому и в каких целях адресована теневая сторона человеческой жизнедеятельности, что могут постигнуть из предлагаемых сюжетов социального и нравственного «дна» растущие поколения российских граждан. Неужели развивающееся российское демократическое общество и государство не может стать предметом глубокого осмысления позитивных созидательных процессов, происходящих в недрах его социокультурной и духовно-нравственной жизнедеятельности, с их всесторонним отражением в различных жанрах повседневных телевизионных передач?

Именно в данном подходе, требующем коренного переустройства творческой деятельности всего телевизионного цеха, кроется подлинное возрождение воспитательного потенциала отечественного телевидения как мощного средства формирования общественного сознания.

Список литературы

1. Бузин В. Н. Основы медиапланирования. - М. , 2002. – 148 с

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. - М.,1998.

3. Волохотова В.М. «Социальное развитие и адаптация детей-сирот» // Дополнительное образование и воспитание №1 – 2008. с. 31 - 35

4.Засурский Я. Н., Алексеева М. Н., Болотова Л. Д. Система средств массовой информации 6.России: уч. пособие для ВУЗов. – М., 2003. - 125 с.

5. Ишкулова Ш. «Использование средств массовой коммуникации в социализации подростков // Воспитание школьников №10 – 2006. – с. 25-27

6. Кин Джон. Средства массовой информации и демократия. - М.:Наука,1993. - 170 с.

7.Кон Н.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – 134с.

8.Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лагина., М., 1988.