Смекни!
smekni.com

Социальная политика Томской области (стр. 2 из 5)

Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов (бюджетные и внебюджетные). Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные - за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.

Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства.

Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики, когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть « государством всеобщего благосостояния»


2.Ситуация в России

Государственный орган отвечающий за деятельность и развитие социальной политики является «Комитет по труду и социальной политике Российской Федерации». Он входит в структуру исполнительный власти.

Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России.

Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специфику российского экономического пространства, как региональный разброс индекса образования, составляющий 0,994-0,855. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках городского типа и сельских поселениях - 13-14%.

Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук-61 год.

Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные «меню профессиональных карьер».

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Великобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет.

В структуре смертности от внешних причин смерти ведущая роль принадлежит самоубийствам - 30%, далее следуют насильственные смерти неуста­новленного характера (случайного или преднамеренного) - 20% и случайные отравления алкоголем - 14%. По оценкам, психические расстройства к 2020 г. войдут в пятерку лидеров по количеству людских потерь. Серьезную угрозу национальному суверенитету представляет распространение ВИЧ-инфекции. Если не принимать эффективных и дорогостоящих мер по борьбе с ее распространением, то к 2020 г. количество инфицированных достигнет 2,7-5,5 млн.человек (2-3,8%).

Характерной особенностью демографического развития в среднесрочном периоде является вступление страны в период усиления абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста: в 2006 г. на 200 тыс. человек, 2008 г. - более 600 тыс. человек. Численность экономически активного населения (в возрасте 15-72 лет) к концу июля 2006 г. составила, по оценке Федеральной службы государственной статистики, 74,6 млн. человек (около 51% общей численности населения страны). Сокращение трудоспособного населения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.

Как положительное явление следует отметить прогнозируемое увеличение рождаемости.

Согласно «Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2005 г.», выполненному Минэкономразвития России, общий коэффициент рождаемости увеличится с 10,3 в 2004 г. до 10,8 родившихся в расчете на 1000 человек населения в 2007 г. Однако общий показатель смертности населения страны увеличится в 2007 г. с 16,4 умерших в расчете на 1000 человек до 17.

Таким образом, естественная убыль населения остается главной причиной депопуляции.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о неудовлетворительной социальной обстановке, о том, что возможности обеспечения безопасности жизни за счет снижения рисков несчастных случаев и насилия в стране неизмеримо ни­же, чем в других странах Европы, а также о необходимости активизации деятельности органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня развитых стран.

Министерство экономического развития и торговли РФ прогнозирует устойчивое увеличение доходов населения, что позволит снизить уровень бедности и обеспечить дальнейшее динамичное наращивание потребительского спроса при тенденции к сближению темпов роста розничной торговли и платных услуг населению. Однако распределение доходов в стране неравномерно, коэффициент Джини (G) в 2006 г. составляет 0,37.

В России сложилась ситуация, когда подавляющее большинство доходов имеет рентное происхождение - 75%, 20 - приходится на долю прибыли, лишь 5% - на долю труда, что заранее предопределяет возрастающую степень нера­венства за счет незаработанных доходов .

Доля населения с доходами ниже среднего уровня в 2006 г. составляет 27,5%, в Германии и Франции - 8, Великобритании и Японии - 12%. Улучшение этого параметра требует значительно большего времени, чем 3-4-летний период и возможно только на основе коренной модернизации экономики и социальной сферы. Укрупненные показатели состояния социальной сферы представлены в табл. 1.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом оно вынуждено балансировать между двумя крайностями.

С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с «фиаско» (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя «содержание» социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов.


МЭРТ РФ. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2005 г. и основные параметры прогноза до 2007 г.

Условия функционирования отечественной экономики и российский менталитет имеют особенности. В процессе перехода к рыночной экономике российское общество оставило в СССР многие «плюсы», такие как высокая нравственность, а некоторые «минусы» достались в наследство. К ним можно отнести жизненную позицию, выраженную в том, что государство обязано обеспечить достойный уровень жизни, заработной платы и т. д. Однако этот процесс не всегда отождествляется в сознании людей с результатами труда, вкладом в общественное производство.

Постепенно этот устаревший подход вытесняется, и государственная социальная политика должна поддерживать эти тенденции, обеспечивая формирование жизненной позиции, основанной на ответственности каждого хозяйствующего субъекта за свой выбор.

Поэтому государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. Таким образом, перераспределяется материальная ответственность между всеми участниками общественного производства: работодателями, работниками, государством. Каждый будет отвечать за свои проблемы, у каждого будет своя роль в управлении.


В последние годы наметилась тенденция передачи многих функций и социальных обязательств государства с федерального на субфедеральные уровни. В 2006 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной

сферы составляет 27,2% (табл. 3).

Сложившиеся высокие диспропорции в социально-экономическом развитии регионов (как субъектов Федерации, так городов и регионов) приводят к тому, что субъекты Федерации не могут в полном объеме выполнить социальные обязательства государства, нарушается принцип равной доступности потребления социальных благ и услуг гражданами даже на уровне минимальных гарантий. Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума различается более чем в десять раз: в Москве - 10,01, в Усть-Ордынском Бурятском АО - 0,93, что составляет 26,9% среднероссийского уровня. В этой связи требуется законодательное урегулирование межбюджетных отношений, прежде всего приведение в соответствие доходной базы и расходных полномочий местных бюджетов.