Смекни!
smekni.com

Социальные группы и институты (стр. 4 из 9)

1.2.2. Стратификация общества

Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе. Стратификация возникает по причине неравного распределения результатов труда всех членов общества. Основные каналы доступа к социальным благам — богатство и доход, власть, образование, престиж.

Богатство – то, чем люди владеют. Доход — количество рублей (или у. е.), которые отдельный индивид или семья получают в течение одного месяца (года). Доход – более важный показатель, чем богатство. Так, люди, коллекционирующие редкие монеты, старинные книги, предметы искусства и т.п., обладают огромными богатствами, но дохода не получают. Другие получают высокую зарплату, живут в роскоши, но богатства не имеют.

Образование — число лет обучения в школе, вузе, институтах повышения квалификации. Скажем, профессор обучается в течение 20-22 лет (полная средняя школа + университет + аспирантура + докторантура), сантехник — 8-10 лет (средняя школа). Профессор более уважаем, чем сантехник. Таким образом, образование способствует продвижению индивида вверх или вниз по социальной лестнице.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Она измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое субъектом решение. Власть президента России измеряется числом жителей нашей страны, решения бригадира — 7-10 чел.

В отличие от первых трех показателей, показатель престижа субъективен. Это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Наибольшим статусным уважением в России пользуются представители власти и управления, затем следуют индивиды, обладающие высоким доходом, связанные с финансовой сферой, затем — представители творческого интеллектуального труда. Наименьшим статусным уважением пользуются сантехники, дворники и т. п.

Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем основным показателям, составляют одну страту. Но кроме объективных показателей существуют и субъективные факторы — личное ощущение причастности к данной группе, самоидентификация с ней, а также признание этой причастности со стороны значимых других членов данной страты и всего населения. Скажем, в цивилизованной стране с нормальной социальной, политической и культурной обстановкой глава мафиозной организации не может принадлежать к высшей страте. У него могут быть очень высокие доходы, огромное личное состояние, высшее образование, практически бесконтрольная власть, но его занятие не пользуется и не будет пользоваться высоким престижем у граждан. Так что субъективно он может считать себя членом элиты, может подходить по объективным показателям, но значимые другие будут его отвергать.

Многие ученые отмечают, что профиль вертикального среза общества не является постоянным. К. Маркс, к примеру, полагал, что его строение будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и обнищания основной массы населения. В результате неизбежна борьба между верхами и низами за перераспределение общественного капитала.

П. Сорокин не поддержал марксову идею абсолютного обнищания трудящихся при капитализме, однако, и он полагал, что верхняя часть социальной пирамиды стремится собрать в свои руки все богатство и всю власть. Однако этот процесс не беспределен. Как только доходы верхушки общества начнут превосходить в 20-30 раз доходы нижних страт, наступает, по мнению П. Сорокина, "точка насыщения", дальше которой общество не может двигаться без риска крупной социальной катастрофы. По мере приближения к этой точке начинаются либо реформы по перераспределению богатства, либо восстания, бунты, забастовки, ставящие общество на грань развала и "укорачивающие" стратификационный профиль за счет "усечения" его верхушки.

Еще Г. Зиммель высказывал идею о том, что стабильность структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса.

Средний класс состоит из тех, кто добился относительно высокого социального положения своим трудом. Следовательно, он заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Чем больше удельный вес среднего класса в обществе, тем меньше вероятность прихода и власти левых или правых радикалов. Чем меньше доля среднего класса, тем ближе друг к другу бедные и богатые, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

Средний класс состоит из тех, кто, не обладая большими доходами, все-таки имеет экономическую независимость, т. е. владеет фирмой, предприятием, частной практикой, преподает в школах и вузах, занят в науке, искусстве, шоу-бизнесе, занимает пост мелкого или среднего менеджера.

В развитых странах численность среднего класса составляет от 60 до 80%, и правительства всеми мерами стремятся увеличить размеры этого социального слоя. Недовольство низших слоев нейтрализуется предоставлением реальной возможности достичь лучшего положения в обществе.

Размывание среднего слоя, происходящее в условиях социально-экономических и политических кризисов, приводит к серьезным последствиям. В России, например, в конце ХХ в. за чертой бедности оказалось более 80% населения. Разрыв в размере доходов самых богатых и самых бедных в 1999 г. составил 40 раз. Ясно, что страна находится на пороге социальной катастрофы и будущее ее зависит от того, кто будет ею управлять в ближайшие пять-семь лет.

Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расширения среднего слоя. Развитие же общества во многом связано с социальным неравенством, стимулирующим индивидов к продвижению по социальной лестнице.

1.2.3. Исторические типы социальной стратификации

В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации.

Первый тип — рабство — экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства — патриархальную (примитивную) и классическую (античную).

При примитивной форме рабства раб, будучи членом той же этнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключать брак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищалась правовыми нормами.

При античном рабстве раб (как правило, иноземец) жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, не мог вступать в брак и получить наследство. Его можно было убить. Статус такого раба — "говорящее орудие".

Страта рабов пополнялась за счет военнопленных, купленных, преступников, неисправных должников и индивидов, рожденных от рабов. О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом. Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогически изолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувства уважения.

Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом во всех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в 40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.

Второй исторический тип стратификации — кастовый. Классический пример кастового общества — Индия. Кроме нее касты отчасти наблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.

Каста — это страта, членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положение закреплено индуизмом — национальной религией. Согласно её основным положениям, люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый в касте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек вел себя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот. Каста замкнута – выйти из нее нельзя, эндогамна – разрешены только внутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.

Все население Индии делится на крупные социальные слои — варны и более мелкие — касты. Варн — четыре — брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, каст же насчитывается до 5 тысяч. За каждой кастой закреплена определенная профессия и определенная степень «ритуальной чистоты». Самую низшую позицию занимают неприкасаемые – «нечистые», не входящие ни в одну из варн. Кастовый строй отчуждает страты друг от друга, разобщая индийское общество. До сих пор 7/10 населения Индии, проживающие в деревне, подчиняются законам кастового строения общества. В городах же формируются классы.

Третий тип стратификации — сословия — социальные группы, чьи права и обязанности закреплялись правовыми нормами и передавались по наследству. Классический образец сословного деления общества — средневековая Европа, Россия — со второй половины XVIII в.

Права и обязанности каждого сословия не только определялись законом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянство поставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизнью населения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев, ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополняло государственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные браки допускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная с короля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения от монарха (пример — судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). В современной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры, спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул (пример — баронесса М. Тэтчер).