Смекни!
smekni.com

Социальные конфликты (стр. 3 из 5)

1) "подлинный конфликт" - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора;

2) "случайный или условный конфликт" - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

3) "смещенный конфликт" - когда конфликт лишь косвенно связан с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-либо форме;

4) "неверно приписанный конфликт" - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия истинной информации о существующем конфликте;

5) "скрытый конфликт" - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются. Такой "конфликт" может быть еще и смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей;

6) "ложный конфликт" - это конфликт, не имеющий объективных оснований и возникаю1ций в результате ложных представлений или недоразумений. Любопытным является то, что "ложный конфликт" может сформировать у его участников новые мотивы и установки и перерасти в истинный.

Наряду с рассмотренными, встречаются и типологические схемы, в основании которых лежит такой параметр, как "последствия конфликта". Такая типология позволяет выделить два основных типа конфликтов: конфликты конструктивные (интегративные) и конфликты деструктивные (разрушительные).

Методологические принципы исследования социального конфликта позволяют опираться на различные типологические схемы и с их помощью решать задачи и достигать цели конкретного исследования. Однако при этом всегда необходимо помнить о системной природе объекта исследования, в силу чего отдельные типологические построения позволяют выделить лишь отдельные элементы конфликтных отношений и не исчерпывают многообразия этого сложного и многогранного явления.

В качестве общего вывода необходимо отметить, что сущность социального конфликта многогранна и первоначально может познаваться посредством широких обобщений, позволяющих получить представление о социальном конфликте, прежде всего, с точки зрения философской. Конкретные формы конфликтных отношений требуют уточнения в рамках конкретной исследовательской задачи. Социальные конфликты охватывают все сферы жизни социального организма, характеризуя последний с точки зрения динамики социальных процессов и характера социального взаимодействия. Специфика конфликтов, происходящих в различных сферах функционирования социальных систем, а также специфика представления этого явления с точки зрения различных уровней анализа (философского, социологического, социально-психологического и т.д.) обусловливают многообразие типологических "схем" социального конфликта. Эти "схемы" могут иметь как определенное теоретико-познавательное значение, так и вполне определенную практическую значимость.

Подводя итог вышеизложенному, возможно отобразить всю многообразную совокупность видов конфликтов следующей схемой:


степени выраженности:открытые,скрытые
затронутых потребностей:интересов,взглядов(когнитив-ные)
наличия объекта конфликта:безобъектные,объектные

2.1.Специфика политического конфликта.

В обществе едва ли найдется другой феномен, кото­рый можно было бы сравнить с властью по своему свой­ству постоянно вызывать противоречия и конфликты. Власть — извечное яблоко раздора между людьми, со­циальными группами и классами. Борьба за власть — наиболее бескомпромиссная и жестокая. В нее вовлека­ются отдельные личности и массы народа. Непосред­ственными же агентами политического противоборства выступают организованные субъекты: институты государ­ства, политические партии, парламентские фракции, обще­ственно-политические движения, средства массовой ин­формации. Вне организации ни классы, ни какие-либо другие социальные группы не станут субъектами политического конфликта. Именно организация преобразует ра­зобщенных индивидов, объективно составляющих ту или иную социальную общность, в единое образование и является необходимой формой, которая позволяет после­дней публично декларировать и защищать свои интере­сы и ценности. Поэтому когда отсутствуют условия для создания политической организации, сама организация становится предметом конфликта.

Как и любой социальный, политический конфликт — это осознанное столкновение общественных субъектов с противоположными интересами. Он возникает и развива­ется по поводу политической власти и ее функциониро­вания в данном обществе. Отправная методологическая посылка в анализе политического конфликта — выясне­ние его природы. В литературе встречаются различные, в том числе и противоположные, подходы. С точки зре­ния вульгарно понимаемого исторического материализма, политический конфликт порождается всецело или в основ­ном экономическими противоречиями и является их кон­центрированным выражением. Экономика в конечном ито­ге — определяющий по отношению к политике фактор, но лишь для некоторых типов общественных систем и определенных исторических эпох. Конфликты внутри политики и ее с другими сферами общественной системы детерминируются не одними эко­номическими противоречиями, а многими социальными коллизиями. Если бы все сводилось к экономике, то политические проблемы, терзающие общество, решались бы сами по себе, по мере развития экономики. Однако такого в реальной жизни не происходит.

Очевидна односторонность дихотомической концепции политического конфликта как взаимодействия полярных классов-капиталистов и наемных рабочих. Признание единственного, детерминирующего все политические кон­фликты классового фактора, по мнению Р. Дарендорфа, лишает анализ конкретности: выявления более специфи­ческих социальных причин политического противоборства.

Встречается представление о политическом конфликте как следствии идеологических противоречий. Во многих случаях политическое противоборство действительно про­воцируется несовместимостью идеологических взглядов и позиций. Тем не менее, практически мыслящие политики предпочитают ориентироваться на реальные интересы, а не на идеологические доктрины.

Некоторые теоретики пытаются найти причины конфлик­тов в психологии самой политической деятельности и политических отношений. Известный немецкий юрист и политолог Шмитт (1888-1985 гг.), например, видел источ­ник эвентуального конфликта, становящегося реальностью в экстремальных ситуациях, в противоположности «друг— враг», свойственной политике. По природе сво­ей, по мнению Шмитта К., эта противоположность не нор­мативная и не чисто духовная. Она сегодня действительна и дана как реальная возможность, и «народы группиру­ются в соответствии с ней». Суждение немецкого учено­го содержит только часть истины. В самом деле, в ос­трых ситуациях политического конфликта (в частности в ситуациях насильственного столкновения») субъекты дей­ствуют по модели противоположности — «друг — враг». Однако в основе враждебного взаимоотношения лежит не что иное, как антагонизм политических интересов. Отсю­да известный афоризм «для политика не существует друзей и врагов, есть только интересы».

В политическом конфликте его субъекты апеллируют к общим интересам. Каждый конкурирующий субъект стре­мится утвердить в качестве общих, обязательных инте­ресы тех социальных групп, на представление которых он претендует. Реализует же свое стремление лишь гос­подствующий субъект, т. е. тот, кто обладает политичес­кой властью, кто фактически управляет. Интересы же под­властных ущемляются, а соответственно — защищающих их политических сил. Именно в этом заложена реальная возможность полярности позиций и действий сторон.

Таким образом, политический конфликт есть целенап­равленное противоборство общественных субъектов (аген­тов) с противоположными политическими интересами, ценностями и целями в системе отношений власти, поли­тического господства и управления. Понятие «политичес­кий конфликт» обозначает борьбу одних общественных сил с противостоящими им другими за влияние в инсти­тутах государственной власти; за доступ к принятию общезначимых решений; за участие в распоряжении ресурсами: за признание монополии своих интересов и ценностей и их организованное оформление (осуществле­ние): наконец, за приоритетность своих взглядов и идей. Господствующие в обществе мысли — всегда мысли господствующих, властных сил.

Полнота политического конфликта характеризуется как организационной идентичностью его субъектов, так и идеологической, являющейся элементом предмета борь­бы. Каким бы ни был политический конфликт, он открыто или завуалированно мотивируется идеологически. Хотя идеологический фактор не играет определяющей роли в политической конфронтации, он выполняет важную орга­низующую и мобилизующую функцию. Идеологическая мотивированность политического кон­фликта — существенная причина его продолжительности и широкого распространения в обществе, а также его влияния на социальную активность граждан. Политичес­кая активность масс, если она не управляема, оборачи­вается разрушительными последствиями, ибо сотрясает основы общества, бьет по его опорам. Негативные по­следствия политического конфликта множатся в случае самоидентификации противостоящих субъектов по рели­гиозным верованиям. Это вносит в атмосферу противо­борства крайний радикализм, нетерпимость к чужим цен­ностям, порождает неумолимую жестокость борьбы, со­единенную с ненавистью к противнику.