Смекни!
smekni.com

Социология как наука (стр. 4 из 9)

• изучение «критической мысли в человечестве», а также субъективной позиции самого социолога;

• поиск «оптимальных форм солидарности между людьми».

Основная задача социологии, с точки зрения «народников», – изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов.

Особое внимание уделено анализу «солидарной» деятельности людей, направляемой их общими интересами.

Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми.

Солидарность – общность интересов, убеждений, привычек.

Солидарность – «сознание того, что личный интерес совпадает с общественным» (П. Лавров).

Теоретическая задача социологии:

• понять формы солидарности;

• понять условия ее упрочения (ослабления) при разном уровне развития людей и форм их общежития.

Учение Лаврова и Михайловского о двуединой правде:

• постижение правды-истины – объективный анализ явлений общественной жизни;

• поиск правды-справедливости – субъективный анализ общественной жизни, путь к гармоническому сочетанию интересов всех людей.

По словам Лаврова, основной двигатель истории – действия критически мыслящих личностей (передовой части интеллигенции).

Решая проблему взаимодействия личности и общества, Н. Михайловский считал, что критически мыслящие личности, люди яркой индивидуальности определяют развитие общества, его переход к высшим формам общественного устройства.

Михайловский сформулировал закон антагонизма между государством и личностью:

• общество быстро развивается и усложняется;

• человек в результате развития разделения труда превращается в носителя частной функции общества.

Этот антагонизм можно преодолеть, предоставив личности большую свободу по отношению к обществу (принцип верховенства личности над обществом).

Анализ взаимоотношений «героя» и «толпы»: толпа подчиняется влиянию вождей, теряя способность критически оценивать их слова и дела. Герой – человек, увлекающий своим примером.

Толпа – масса людей, способная увлекаться примером (благородным, или низким, или нравственно нейтральным). Подражание масс герою – явление почти гипнотическое. Суждения Михайловского о герое и толпе актуальны и в наше время.

Теория общественного прогресса Михайловского гласит, что в основе развития общества лежат следующие социальные процессы:

• разделение труда;

• борьба нового уклада общественной жизни со старым;

• борьба передовых и реакционных идей;

• борьба общественных идеалов (передовых и реакционных).

Общество в своем развитии должно создавать условия для всестороннего развития каждой личности.

Психологическое направление в социологии России начала XIX века

Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев и др. – яркие представители психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х годах. Труды Де

Роберти и Кареева касались фундаментальных проблем развития общества:

• изначальных причин и движущих сил;

• основного содержания и направленности развития общества;

• прогресса и регресса;

• роли масс и личности в истории и т.д.

Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии. Общественные явления всегда имеют психологическую основу. Психические взаимодействия индивидов являются основой всей общественной жизни.

Общество с точки зрения психологической социологии – система психических и практических взаимодействий индивидов.

Е.В. Де Роберти (Роберти, точнее - Де Роберти де Кастро де ла Серда) – представитель позитивистской философии.

Развил концепцию, получившую название «робертизма»: гносеология – часть социологии как основа науки о разуме. Стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Психическая деятельность развивается под влиянием:

• биологических факторов;

• социальной деятельности (ведущее звено, по мнению Де Роберти).

Де Роберти выделял:

• индивидуальную психику;

• коллективную психику – совокупность чувств, восприятий, образа мыслей тех или иных социальных групп, национальных общностей. Коллективная психология – психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности. 3. Н.И. Кареев указывал на две основные стороны социологии: I/ социология – система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»;

• социология решает, какие методы применяются к изучению общественных явлений.

Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией. Опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:

• интеллектуальная (ум);

• эмоциональная (чувства);

• волевая.

В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны.

Социологическая мысль в России конца XIX– начала XX веков

Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца XIX– начала XX вв.

Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:

• капиталистическом рынке;

• конкуренции;

• реорганизации производства (технической);

• реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.

«Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путем социальных преобразований.

Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса» (П. Струве).

Классы в представлении Туган-Барановского – понятие, применимое лишь в сфере экономики. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, определяющей потребности и интересы людей. По его мнению, социалистическое общество, его хозяйство не лишится стихийно регулируемого рынка.

В работах Струве и Туган-Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско-социологические взгляды с помощью неокантианства:

• основополагающее и руководящее начало в жизни людей – «надисторические» духовные ценности (прежде всего моральные);

• прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.

Воззрения М.М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.

Эволюционистская концепция Ковалевского:

• закономерный характер развития общества; «/ поступательность исторического процесса;

• социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).

Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.

Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского: факторам общественного развития (экономическим, политическим и т.д.) не придается постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.

Проявление плюрализма Ковалевского – положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О. Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.

Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):

• основной закон социологии – закон прогресса;

• задача социолога – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;

• «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведет их к объединению в «мировое солидарное общество».

Современная западная социология. Неопозитивизм

Современный этап развития социологии (с 50-х годов) знаменуется созданием академической социологии. Она ориентирована на решение познавательных и практических проблем и опирается на эмпирические факты.

Современная социология представлена множеством школ и течений. Один из вариантов классификации современных течений в социологии предложил П. Моисон. Он выделил четыре подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества: I/ примат общества по отношению к индивиду;

• основное внимание уделяется личности;

• равное внимание индивиду и процессам общества;

• марксистский подход.

Примат общества по отношению к индивиду, сфере субъективных мотивов уделяется меньше внимания. Современные течения: школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), теория конфликта (А. Козер, Р. Даррендорф).

Основное внимание уделяется личности: объяснительную социологическую теорию можно создать, лишь изучив внутренний мир человека. Современные направления: символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, А. Фиркандт, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Равное внимание индивиду и процессам общества: изучается сам механизм взаимодействия человека и общества. Современное течение: теория действия (обмена) Д. Хоманса.

Марксистский подход: схож с первым, но предполагает активное влияние социологии на преобразование мира.

Неопозитивизм – одно из самых популярных течений в современной западной социологии. Это не единая школа, а ориентация. Принципы неопозитивизма: