Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации (стр. 14 из 17)

Поводы обращений в «Ювенту» мало менялись на протяжении 15 лет. Однако изменилось качество этих обращений, их содержание, что, по мнению специалистов Центра обусловлено, с одной стороны, снижением значимости семейных ценностей, с другой – повышением уровня контрацептивной культуры подростков. Объективный результат этих процессов – заметное снижение количества абортов по сравнению с 90-ми годами ХХ века.

Наиболее распространенными сюжетами обращений на телефон доверия являются следующие:

1. Отношения с родителями, отсутствие взаимопонимания с ними, культурные барьеры, обусловленные резким изменением систем ценностей и социальных норм.

2. Отношения подростков между собой:

- «любит- не любит?»

- «мальчик хочет близости, а я не готова. Что делать?»

- взаимоотношения в классе.

3. Подростковые депрессии.

4. Неудовлетворенность своим социальным и материальным статусом, чувство зависти к более обеспеченным, ощущение несправедливости своего « ущербного» состояния.

5. Помощь в преодолении конформистских тенденций - «быть как все».

6. Заниженная самооценка девушек и их готовность к сексуальным отношениям из опасения быть отвергнутой.

7. Мальчики звонят по поводу беременности своих девушек, желая получить совет, что делать в этой ситуации.

Клиентками «Ювенты», в основном, являются 16-17-летние девушки,решившие прервать беременность. В Центр они приходят по направлениям из женских консультаций. В подростковых консультациях работают специалисты, ориентированные на подростковое сознание и реализующие в своей работе «принцип 4-х Д»: доброжелательность, доверие, доступность и добровольность.

На первичном приеме в основном задаются следующие вопросы:

- что привело девочку в «Ювенту»?

- хочет она рожать ребенка или нет?

-каково отношение социума к ее проблеме?

Разрешение на аборт не дается до беседы девочки с психологом. Перед абортом подписывают договор о том, что оповещены о последствиях операции и о возможных негативных последствиях. В день в среднем обращается 7-10 беременных девочек. Мотивы прерывания беременности сводятся, в основном, к нерешенным материальным и жилищным проблемам, общей неуверенности в завтрашнем дне, несвоевременности рождения ребенка из-за возраста девушки, неготовности к материнской роли, желанию получить образование, профессию и работу и страху перед родителями.

Психологи «Ювенты» разработали своеобразную психологическую типологию, отражающую личностный тип будущей несовершеннолетней матери.

В процентном соотношении решаются родить ребенка 5, максимум - 7 процентов девочек, но это совсем не значит, что они готовы к материнству. У них могут быть для этого разные мотивы: на сохранении ребенка настаивает мама, уговаривают подруги, девочка «гордится» своим положением будущей матери, и т.д.

Всех девушек, решивших оставить ребенка, можно разделить на 5 основных типов:

1. «Будущие домохозяйки». Это девочки, которых с детства воспитывали исключительно как жен и матерей. Они чаще всего не амбициозны, не стремятся получить образование и найти работу. Смысл своей жизни они видят в рождении и воспитании детей.

2. Девочки из неблагополучных семей, т.е те, чьи родители лишены родительских прав, или те, которые ушли в семью молодого человека, поскольку там они находят больше понимания и поддержки. Такие девочки хотят создать свою собственную семью, и окружить ребенка любовью и заботой, т.е. всем тем, чего не было в их детстве.

3. Девочки, у которых очень много родственников, и каждый из них советует ей рожать. В таких ситуациях родственники сами решают за будущих родителей, где они будут жить, на какие деньги воспитывать ребенка, где будут работать, и т.д. Здесь можно говорить о большом давлении со стороны ближайшего окружения.

4. Девочки, решившие родить из принципа, из упрямства, например, назло маме, которая категорически против родов, и настаивает на аборте. У таких девочек чаще всего достаточно сильный характер.

5. Девочки, которые хотят любым способом обратить на себя внимание. Она беременеет, и все сразу начинают говорить о ней, мама ходит с ней по врачам. Она – в центре внимания.

Специалисты «Ювенты» опровергают распространенный стереотип общественного мнения относительно того, что юные матери обычно растут в асоциальных или явно неблагополучных семьях. Чаще всего это самые обычные семьи. Родители принимают случившееся как факт. Мамы перестраивают свое отношение к дочерям, все обиды и недопонимания остаются в прошлом. Когда много родных и близких, то все они помогают. Что касается пап, то они обычно отстраняются от решения проблемы, принимая позицию жены. Очень маленький процент пап адекватно реагируют на беременность несовершеннолетней дочери.

Семьи чаще всего согласны поддерживать девочек, особенно, если они могут себе это позволить. Но бывают и конфликты, когда родители заставляют девочек делать аборты. Что касается родственников, то за все время работы психолога в «Ювенте» лишь одна девочка нашла поддержку у родной тети, которая приютила ее после бесконечных скандалов с матерью.

Существует серьезная проблема опасения стигматизации девушки и её семьи со стороны ближайшего социального окружения. Для некоторых родителей боязнь общественного осуждения является фактором формирования непримиримой позиции: они настаивают на прерывании беременности вопреки решению дочери. Особенно характерны такие опасения для родителей старшего возраста. В таком случае психологи начинают работу с родителями, пытаясь помочь им разобраться в том, кто и что для них важнее – отношение социума или собственный ребенок. Ведь если их не поймут соседи и родственники, то это не так уж и важно. Что касается девочек, то они готовы к возможному общественному осуждению, но их позиция такова: в этом нет ничего особенного. Поговорят и успокоятся. Чаще же, у них нет таких опасений. Напротив, многие гордятся тем, что они зачали ребенка раньше других, знают, как это, и какие изменения происходят в их организме. Они считают, что это престижно.

Это культурный аспект проблемы юного материнства, поскольку роль матери является традиционной ипостасью женщины, свидетельством её социальной состоятельности. Этот ролевой репертуар активно подкрепляется средствами массовой информации: анализ так называемой «женской прессы» показывает её практически однозначную направленность на формирование самодостаточности традиционных женских ролей как фактора и условия самореализации женщины. Специалисты по подростковой репродукции допускают, что в условиях ограничения возможностей адекватной самореализации, девочки-подростки воспринимают свое материнство как форму соответствия общественным ожиданиям. Таким образом, определенный элемент фетишизации материнства в российском обществе придает этой роли социозащитный смысл, особенно для тех девушек, чьи жизненные стратегии отличаются неопределенностью. К тому же, в некоторых подростковых субкультурах раннее материнство является основанием для особого уважения и авторитета девушки, а следовательно, повышения её самооценки.

Американская модель работы по профилактике подросткового материнства предусматривает развитие целевой ориентации девушек на решение проблем образования, способствующего возможности обеспечения в будущем хорошей работой. Такая ориентация может быть полезной для отнесения на более поздние сроки начало сексуальной активности или расширения практики использования противозачаточных средств. Исследуются возможности женщин на рынке труда, поскольку они оказывают воздействие на образ жизни женщин, а следовательно, и на их решение рано рожать детей.

Психологическое сопровождение будущих несовершеннолетних матерей осуществляется в «Ювенте» до рождения ребенка. В дальнейшем психологический патронаж прекращается, однако у юной мамы всегда есть возможность обратиться к специалистам по телефону доверия или очно. Типичные сюжеты таких обращений – это явления так называемой «послеродовой депрессии», когда девочка начинает ощущать свою неготовность к материнской роли, зависимость от родителей, исключенность из той жизни, которой живут большинство её сверстниц.

Выводы

Сравнительное исследование методов работы с несовершеннолетними матерями в России и за рубежом выявило принципиальные различия в концептуальных подходах к этой проблеме.

1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям. В США, начиная с 60-х годов ХХ века, постоянно увеличивается объем государственных средств на решение проблем матерей подросткового возраста и их детей [57]. Существует множество программ для оказания помощи матерям подросткового возраста. Только Министерство здравоохранения и социального обеспечения приняло от 100 до 1500 программ. Другие различные правительственные агентства и агентства штатов также предусматривают программы, разработанные для беременных девушек-подростков, подростков-родителей или сексуально активных подростков.

2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей. В США специалисты по подростковой репродукции проводят как научные исследования в этой области, так и регулярные мониторинги в подростковой среде, осуществляя тем самым контроль эффективности разнообразных государственных программ, направленных на укрепления репродуктивного здоровья подростков и снижения количества случаев подростковой беременности.