Смекни!
smekni.com

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России (стр. 3 из 10)

Старейшим был салон. Богатые помещики жили открытым домом, особенно в своих просторных московских резиденциях, которые создавали идеальные условия для неформальных контактов между людьми, интересующимися общественными делами. Хотя, посещавшая салоны знать, была по большей части поглощена сплетнями, сватовством и картами, иные салоны привлекали людей более серьезных и даже приобретали некий идеологический оттенок. Например, разногласия, впоследствии расколовшие интеллигентов на западников и славянофилов, впервые прорезались в салонных беседах и лишь позднее нашли дорогу в печать.

Достаточно известный салон З.Волконской любил посещать А.С.Пушкин. Отличие салона от кружка состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета, а салон не был тематически направленным объединением. В салоне особый статус имел хозяин или хозяйка. Салоны были похожи на гостевые вечера, но в отличие от последних их организация предполагала наличие четкого сценария, главным компонентом которого был концерт или публичное чтение и т.п.

Клубные учреждения. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа Английского клуба) клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости, общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Кружки 1830-1840-х годов. Новый этап в общественном движении России начинается в 1830-х годах, когда в Москве возникают кружки А.И. Герцена и Н.В. Станкевича. Внешне они имели вид литературно-философских объединений, на деле же играли важную практическую роль в идейной жизни империи. Вместе с декабристами с политической арены России исчезает и философия Просвещения как основа либеральной и революционной доктрины. Трудные, кропотливые поиски нового фундамента оппозиционного движения как раз и стали задачей кружков 1830-1840-х годов.

Внимательный анализ работ немецких философов Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля привел к тому, что теоретической основой оппозиционного движения в России стало гегельянство. Начало же упомянутому анализу было положено в кружке Н.В. Станкевича.

Станкевич, вокруг которого собрался замечательный круг людей, боготворил немецкую философию так, как ее мог боготворить только русский интеллигент. Он не только сам с упоением отдавался изучению новых истин, но старался приобщить к этому занятию и всех своих знакомых. Благодаря уникальным душевным качествам Станкевичу удалось собрать вокруг себя и будущих западников, и славянофилов, и революционных демократов.

Трудно в наши дни представить себе друзей, ссорящихся, рвущих отношения из-за расхождения в трактовке какого-либо философского положения. В кружках 1830-1840-х годов такое случалось сплошь и рядом, что служит подтверждением того, что речь шла не просто о занятиях философией. За каждым таким спором стояло решение практических вопросов российской жизни, будущее страны. В те годы особенно большие споры вызвал тезис Гегеля, провозглашавший разумность всего действительного. По сути эта формула означала, что действительное выше существующего, она устанавливала своеобразную границу между идеалом и жизнью, считая первый необходимым, а вторую - случайной. Иными словами, это положение звало людей искать и понимать действительное, сравнивая с ним существующее, приближать последнее к идеалу. Однако М.А.Бакунин, а вслед за ним В.Г.Белинский сделали иной вывод: если все действительное разумно, значит все существующее имеет разумную цель.

Журнал. Развитие журналистики в России падает главным образом на вторую половину XVIII столетия, но оно совершается вместе с тем чрезвычайно бурными темпами.

Первый журнал в России был научно-популярным. Это «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», издаваемые Академией наук с 1755 года. С конца 20-х годов выходили первые предшественники журналов. С конца 50-х годов появились первые частные журналы. Среди них «Праздное время, в пользу потребленное», «Трудолюбивая пчела» (А.П. Суморокова), «Полезное увеселение» (М.М. Хераскова).

В конце 60-х – начале 70-х годов число выходящих журналов возрастает. Только в 1769 году появилось восемь новых изданий. И это особенно знаменательно – издавать журналы стали представители разночинной интеллигенции. Такие журналы были рассчитаны не на дворянскую, а на разночинную аудиторию

В 1850-х – начале 1860-х гг. ведущим радикальным органом был "Современник", а после его закрытия в 1866 г. - "Отечественные записки", за которыми последовало, в свою очередь, "Русское богатство". "Вестник Европы" был неизменным выразителем западнического, либерального общественного мнения; с 1907 г. он разделял эту роль с "Русской мыслью". Рупором консервативно-националистических взглядов был "Русский вестник", популярность которого в значительной мере объяснялась тем, что в нем печатали многие свои произведения Толстой, Достоевский и Тургенев. За этими ведущими органами общественной мысли следовали десятки менее известных изданий. Журнал сыграл совершенно исключительную роль в развитии русского общественного мнения. Он разносил по всей огромной империи знания и идеи, которые в противном случае остались бы достоянием лишь двух столиц, и таким образом создавал объединяющие связи между людьми, живущими вдали друг от друга в провинциальных городках и в деревенских поместьях.

Именно на этой основе в начале XX в. в России с такой быстротой появились политические партии. В течение года после прихода к власти Ленин закрыл все дореволюционные толстые журналы, поскольку его острое политическое чутье несомненно подсказывало ему, что они представляют большую угрозу для абсолютной власти

Начало XX века стало временем окончательного оформления политических партий в России. Экономические кризисы, консервативная политика Николая II, рост самосознания в обществе и т.п. создали благоприятную ситуацию для активизации всех оппозиционных сил.

Правое крыло составили либеральные партии. Более радикальная либеральная интеллигенция в 1903 г. создала организацию «Союз освобождения», которая в период I Русской революции трансформировалась в партию конституционалистов-демократов. Умеренные земские либералы через организацию «Союз земцев-конституционалистов» пришли к созданию партии «Союз 17 октября».

Социалистическое крыло составили партия социалистов-революционеров (хотя единой партии им так создать и не удалось) и РСДРП, расколовшаяся на три крыла: «легальных марксистов», большевиков и меньшевиков. Близость взглядов «легальных марксистов» с кадетами привела к переходу их в либеральный лагерь. Особняком встало движение анархизма, в силу своих основополагающих взглядов не ставившее целью образовать партию.

Характер общественного движения в России накануне революции 1905—1907 гг. определялся оппозиционными власти и политическому порядку настроениями. Различия состояли в степени оппозиционности, в глубине программы преобразований, в способах их проведения

Если обобщить требования либералов, то они выступали за ограничение самодержавия, созыв органа народного представительства, принятие конституции, обеспечение политических свобод слова, печати, собраний и др., расширение местного самоуправления, проведение умеренных аграрных и национальных реформ мирными средствами.

Эсеры, ориентируясь на рост крестьянского недовольства, принимавшего в начале века формы поджогов, захватов помещичьих земель, неподчинения властям, требовали ликвидировать самодержавие, учредить демократическую республику, социализировать (передать в общественную собственность) всю землю, в том числе помещичью, распределить ее на уравнительных началах между крестьянами. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти (убийства министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, губернаторов Уфы и Харькова).

Социал-демократы за идейным обоснованием своей деятельности обращались к марксизму, а главной социальной опорой считали рабочий класс. В росте стихийного рабочего движения (первомайские политические демонстрации, Обуховская стачка, всеобщая стачка в Ростове-на-Дону и др.) они видели ту силу, которая позволит осуществить задуманные преобразования. II съезд РСДРП принял программу партии, в которой выдвигались требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, введения политических свобод на первом этапе и свержения власти буржуазии, установления диктатуры пролетариата, победы коммунистической революции — на втором. Приняв программу и устав, социал-демократы не смогли преодолеть противоречий между меньшевиками и большевиками. Меньшевики (Мартов, Плеханов) социалистическую революцию считали отдаленной перспективой, выступали за мирные средства, признавали руководящую роль либералов в борьбе за демократическую республику и капиталистическое развитие страны. Большевики (В.И. Ленин) сделали ставку на революционные, насильственные методы борьбы, быстрый переход к социализму, установление диктатуры пролетариата.

Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участи в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В.И. Ленина общество "Долой неграмотность". (ОДН), которое существовало с 1923 по 1936 г. В числе первых 93 членов общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие видные деятели молодого советского государства. Подобные организации имелись на Украине, Грузии и в других союзных республиках.