Смекни!
smekni.com

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России (стр. 4 из 10)

В 1923 году появилось добровольное общество "Друг детей", которое работало под руководством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся Ф.Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившая под лозунгом "Все на помощь детям!", прекратилось в начале 30-х годов, когда было в основном покончено с детской беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году.

Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество "Долой преступность", Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей и другие.

В годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.

Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").

Выражая свое отношение к различным литературным течения и группам, ЦК РКП(б) в 1925 году подчеркивал, что "партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казнено - бюрократическим псевдорешением. Точно также недопустима декретом или партийным постановлением легализованное литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации".

В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.

Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует прежде всего отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других.

Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволило надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.

Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературных организаций" (апрель 1932 г). в соответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным, в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).

После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).

Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество (1971 год), Всесоюзное агентство по авторским правам (1973 год) и Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974 год).

Советское общество второй половины ХХ века было сложной системой со множеством течений и структур, многие из которых не управлялись коммунистическим режимом.

Наиболее заметным движением было диссидентство. Но диссидентство было только частью более широких дискуссий и социальных инициатив. Несмотря на аполитичность большинства населения, в стране существовал значительный слой людей, отстаивавших различные идейные позиции. Формирование гражданского общества в Советском Союзе продолжалось и во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Относительно широкий слой интеллигенции продолжал обсуждать наиболее острые проблемы истории и современности. Во многом споры 70-х - начала 80-х гг. предвосхитили реформы 80-90-х гг.

В Советском Союзе существовали и массовые самостоятельные от тоталитарных институтов неформальные организации. Они взаимодействовали с властью и ее “приводными ремнями”, но в своих действиях руководствовались собственной логикой. Это явление можно охарактеризовать как неформальные движения — субкультуры, объединенные общим делом — социальным творчеством, созданием новых, “неофициальных”, непривычных форм жизни, гражданской активностью, которая не была ограничена формальными рамками, лояльностью (нелояльностью) к режиму. Наиболее крупными движениями 60-70-х гг. были «зеленые» (Дружины охраны природы), различные культурные и педагогические инициативы (включая художественный и литературный андеграунд, рок-движение, КСП, коммунаров, учителей-новаторов).

Но гражданского общества пока не существовало, так как не было общего поля движений. Они развивались вне регулярного общения друг с другом. Для того, чтобы возникло общее поле, не хватало важнейшего компонента – независимых политических движений, тесно связанных с социальными инициативами. Диссидентство в силу своей объективно обусловленной конфронтационной позиции не могло стать таким компонентом. К тому же в 1979 г. было принято решение покончить с ним, и к 1984 г. инфраструктура диссидентского движения была разгромлена.

Условия для выхода на арену политической оппозиции возникли в период Перестройки. В декабре 1986 г. по внешнеполитическим соображениями было принято политическое решение отказаться от уголовного преследования инакомыслия. Разумеется, это не предоставляло инакомыслящим каких-либо политических свобод и даже гарантий от преследования в будущем, но создало предпосылки для активизации общественной жизни.

Распад СССР и «шоковая терапия» начала 90-х гг. привели к существенным изменениям и в структуре гражданского общества. Оно профессионализировалось, заметно потеряло в численности, а в начале XXI века – и во влиянии. Под давлением социальных трудностей старое поле неформальных движений фактически распалось. Часть старых неформальных движений (ДОПы, коммунары, КСП) сохранилась, но «заперлась» в своей нише, деполитизировалась, разочаровавшись в итогах политизации конца 80-х – начала 90-х гг. Существенно обновились и кадры, сетевая структура во многих местах была «разорвана» конкуренцией профессионализировавшихся команд, зависимых от бизнес-структур и государственных институтов. Но в условиях развития виртуальных технологий возникают новые связи и сети, в которых проявляют активность и выходцы из неформального прошлого.

В 1990-е годы в политической жизни России участвуют социальные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, общественные движения, гражданские инициативы, любительские объединения по интересам. К началу 1997 года, по оценкам экспертов, в России функционировало около 40 тысяч федеральных, межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжает расти.

В итоге, следует отметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных общественных деятелей не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных общественных образований и их участников будут возрастать.


1.2. Теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций

В этом параграфе рассматривается теоретические и методологические основы возникновения и особенности содержания социально-культурных технологий, которые описывают технологии как целостное явление, необходимое для успешной реализации социально-культурной деятельности.