Смекни!
smekni.com

Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае (стр. 6 из 20)


2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЭМИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

2.1 Развитие эмиграционного движения в регионе: причины, его территориальное направление и правовая обеспеченность

Последующая, после распада СССР, демократизация жизни в стране принесла множество перемен, которые не могли не коснуться как динамики, так и структуры эмиграционных потоков. Она способствовала оформлению группы факторов, связанных с расширением прав и свобод личности, в том числе свободы передвижения. Наша страна провозгласила в Конституции Российской Федерации свободу передвижения, обеспечивающую свободу выезда и въезда в страну, и выбора места жительства [14].

В условиях нестабильной экономической ситуации в стране многие из жителей края предпочитают воспользоваться своим правом на свободное передвижение и покидают страну в поисках более высоких и стабильных доходов (Приложение 2).

Среди региональных на первое место выдвигается так называемый «исламский» фактор: укрепление мусульманских общин, требующих обеспечения этнокультурных и конфессиональных интересов в регионе. В условиях распространения ваххабизма, политизации и радикализации требований некоторых этнических групп по пересмотру границ и переделу территорий, "расползания" терроризма, который ассоциируется с конкретными северокавказскими этносами (чеченцами, карачаевцами, народами Дагестана), у русских и у представителей других этнических групп присутствуют страх и опасения перед "чеченским, карачаевским, ногайским, даргинским факторами", которые, по мнению населения, представляют наибольшую угрозу для политической, территориальной и этнокультурной целостности Ставропольского края [16].

С одной стороны, русские, проживающие на Ставрополье, стараются сохранять традиционную межэтническую толерантность и выполняют важнейшую объединяющую роль. За исключением некоторых групп казачества и представителей Ставропольского краевого отделения РНЕ, которое было создано в 1993 г. и практически распалось параллельно с российской организацией, жители края не исповедуют националистическую идеологию [40]. Но с другой – в этих условиях эмиграция предоставляет больше возможностей для реализации этнопрофессиональных ресурсов, для сохранения этнической дистанции.

Расположение края в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа обуславливают его буферную роль в региональном взаимодействии. Относясь к "русским" субъектам Северного Кавказа, Ставрополье граничит с другими "русскими" субъектами – Ростовской областью и Краснодарским краем, а также с республиками Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской и Чеченской. В буферную зону между Ставропольским краем и Чеченской республикой входят как восточные районы Ставрополья (Курский, Степновский), так и Шелковской и Наурский районы Чечни [44]. Два последних района до 1957 г. находились в составе Ставропольского края. Будучи русскими и казачьими по основной массе населения, они изменили свой этнокультурный облик за время первой и второй чеченской войн. Сегодня Ставропольский край взял шефство над этими районами. В свое время жители казачьих станиц Шелковского и Наурского районов помимо своей воли оказались "изъятыми" из политико-правового и социокультурного пространства края и превратились в нетитульное население Чечено-Ингушской республики. В течение нескольких десятилетий шел процесс медленного "поредения" русских, а в ходе событий последнего десятилетия развернулся их эвакуационный исход на Ставрополье. В настроениях некоторой части населения края, в особенности Терского и Ставропольского казачества, прослеживаются идеи реванша – возврата этих районов под эгиду Ставропольского края. Однако на официальном уровне подобные настроения не провозглашаются и не поддерживаются [16]. Таким образом, эмиграционные процессы являются реакцией населения на меняющуюся ситуацию в северо-кавказском регионе и в стране в целом (Приложение 3).

Общее число ставропольцев, участвующих в миграционных процессах в 2005 году равняется 45521 тыс. чел., из них в пределах Российской Федерации - 10 654 тыс. чел., в том числе, внутрирегиональные перемещения - 5631 тыс. чел. и межрегиональные - 5023 тыс. чел. (Приложение 4). В миграционном обмене со странами ближнего и дальнего зарубежья участвовало 528 чел. В страны СНГ и Балтии выбыло 88 чел., а прибыло с этой территории в Ставропольский край 207 чел. В страны дальнего зарубежья выехало 219 ставропольцев, а въехало всего 14 иностранцев [43] (Приложение 5). Подавляющая часть стран СНГ стала крайне непривлекательной для эмигрантов (Приложение 6). Причиной тому кризис в этих странах. В странах СНГ произошло падение производства и сокращение числа рабочих мест. Здесь значительно сузились возможности получения образования, так как произошло сокращения видов среднего технического и среднего специального образования [22]. Кроме того, образование стало менее доступным из-за небольших размеров стипендий, которые не соответствует высоким ценам на продукты питания.

Беспрецедентное значение в эмиграциях приобрел этнический фактор, что связано с легкостью его использования в качестве инструмента самоутверждения правящих элит и консолидации основной части населения в условиях развала экономики. Политические элиты стран ближнего зарубежья активно использовали этнический фактор в борьбе за власть, за присвоение и передел бывшего государственного имущества и доступ к денежным потокам, что, в свою очередь, породило кризисные миграционные потоки [23] (Приложение 7). Национализм, территориальные претензии, сепаратизм и гегемонистские устремления обернулись в итоге этническими конфликтами и массовыми потоками беженцев и перемещенных лиц [32]. Эти процессы отодвинули вглубь классические детерминанты миграций, такие, как урбанизация, рынок труда и образование. Их заменило стремление к этнической безопасности. Вынужденная репатриация стала доминирующим эмиграционным потоком, точно так же, как это было в первые годы после революции 1917 года.

Кроме того, в этих странах игнорируют интересы эмигрантов. Не была гарантирована (хотя бы на ограниченный срок) преемственность основных гражданских прав для желающих переехать в одну из бывших союзных республик. То же относится к правовым гарантиям национальных меньшинств, диаспорных групп, вообще нетитульного населения, которое заранее не было ограждено от этнического произвола никакими взаимными обязательствами новых государств. Правовая неопределенность затронула интересы многих миллионов людей [59]. Так что эмигранты и меньшинства остаются одними из наименее защищенных в правовом отношении групп населения в странах СНГ.

Ограниченное понимание роли эмиграционных процессов и мобильности населения для развития рыночных отношений вообще и в условиях глобализации, в особенности. Отсюда излишне жесткие требования к гражданству, расхождение между передовыми декларациями и консервативной практикой. Крайне медленное развитие рынка жилья, почти полное отсутствие систем его кредитования, защиты, его высокая криминализация — все это крайне затрудняет эмиграцию в страны СНГ.

Таким образом, неудивительно, что происходит сокращение эмиграции из Ставропольского края в страны СНГ. Сильнее всего миграционные параметры изменились в обмене со Средней Азией: поток из стран этого региона в полтора раза возрос, а выезд в два раза сократился. В том же направлении эволюционировал обмен со странами Закавказья: из Казахстана иммиграция возросла на 14%, а эмиграция сократилась на 50% [39]. В обмене со странами Балтии произошли радикальные перемены: если раньше они оставались единственным регионом, куда продолжался отток населения из России, в целом, и из Ставропольского края, в частности, то сейчас эмиграция в страны Балтии сократилась в 3,5 раза [43]. Структурные изменения затронули составляющие миграционного обмена с разной силой. Структура эмиграции по странам почти не изменилась: в иммиграции же сильно понизилась доля западных стран и повысилась доля всех остальных, больше всего Средней Азии (Приложение 8).

Считается, что рынок труда и эмиграция находятся в определенном взаимодействии: насыщенность рынка труда, его география, соотношение спроса и предложения на отдельные виды труда – одни из важнейших факторов эмиграции населения. Эмигранты трудоспособного возраста принимают участие в формировании производственного потенциала территорий [25]. Многие страны дальнего зарубежья заинтересованы в рабочей силе, а потому обеспечивают легальность въезда на свою территорию (Приложение 9).

В последние годы наблюдается изменение в характере внешних эмиграционных процессов: выезд на постоянное жительство все в большей степени замещается поэтапными и латентными формами эмиграции. Меняются не только механизмы и каналы эмиграции, происходит трансформация и самой структуры эмигрантов [22]. Об этом свидетельствуют, в частности, данные иммиграционной статистики США. Поток эмигрантов из России в эту страну молодеет, быстро растет число студентов [52]. Похоже, что оттоку студентов во многом способствует усиливающаяся коммерциализация российского высшего образования при одновременной деградации его качества. Интересно, что сегодня в высших учебных заведениях, суммы, необходимые для обучения, нередко мало чем отличаются от сумм, которые запрашивают в западных вузах. Очевидно, что при таком соответствии цены и качества предлагаемого обучения, студенты желают эмигрировать за рубеж, где могут получить самое современное образование и впоследствии устроиться на работу в одну из западных компаний [30].