Смекни!
smekni.com

Организация социальной поддержки многодетных семей в Нижнекамском муниципальном районе (стр. 4 из 28)

Рассуждая на эту тему, сторонники многодетности чаще всего приводят в пример патриархальную русскую семью. Действительно, на рубеже XIX и XX веков семьи в России, как правило, были многодетными. Религия и обычаи того времени поддерживали такой семейный уклад. Отказ от рождения детей или прерывание беременности являлись тяжким грехом: «У кого детей нет – во грехе живет». Крестьяне не были просвещены в вопросах искусственного прерывания беременности, абортов не делали, противозачаточных средств не знали. Детородный возраст продолжался у русских женщин до 42–47 лет. Матери кормили ребенка грудью «два великих поста», и промежутки между рождениями были примерно такими же. Женщина, прожившая замужем весь детородный период, рожала 8-11 раз. В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения были залогом благосостояния страны.

Современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства, а нестабильность экономической жизни лишь усугубляет этот процесс, несмотря на существование и возрождение традиции.

Вопреки распространенному мнению, деньги – далеко не главная проблема в многодетной семье. Часто те, кто сознательно рожает много детей, реально представляют себе, каким образом они будут этих детей содержать. Чаще всего это успешные, состоявшиеся профессионалы, представители «среднего класса», или небогатые, но глубоко верующие люди, полагающие, что Бог, послав им ребенка, даст ему и пропитание.

С другой стороны, у всех разный уровень представлений о материальном благополучии: для кого-то это вилла на Лазурном берегу, для кого-то – своя небольшая квартира. Сегодня на нормальное питание и образование для своих детей всегда можно заработать, было бы желание.

Анализ условий жизни семей показал: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще установка на рождение одного ребенка. Также выявлена обратная зависимость количества детей от доходов семьи: желаемое при самых благоприятных условиях число детей ниже в семьях с более высоким доходом. Неблагоприятные условия, низкое материальное положение, отсутствие необходимой жилплощади снижают вероятность рождения следующего ребенка. Причем ожидаемое увеличение низкого дохода не влияет на репродуктивную установку. Репродуктивная установка семьи связана с субъективной оценкой супругами своего материального положения. Интересно, что в наиболее обеспеченных семьях треть супругов (чаще – мужья) считают материальные условия плохими и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как достаточное. Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной. В значительной мере она определяется тем, какое место занимают материальные блага в системе ценностей семьи. Т.е. дети как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей их родителей. Если материальные потребности высоки, то ребенок не выдерживает конкуренции [17, c. 6].

В современном обществе продолжают существовать как традиционная точка зрения, согласно которой назначение женщины – прежде всего материнство и дом, так и позиция, согласно которой кроме детей и дома в жизни современной женщины существует много иных возможностей для реализации заложенного в ней потенциала, отсюда все женские приоритеты. Каждая женщина выбирает для себя то, что ей ближе. Однако стоит вдуматься в цифры статистики: сегодня примерно 25 женщин детородного возраста из 100 вообще не намерены обзаводиться детьми. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других задач (карьера, приобретение материальных благ), или подавлен в связи с материальными трудностями, что в физическом и в моральном плане губительно для здоровья женщины. Это значит, что одна четвертая часть генофонда русской нации исключена из дальнейшего развития полностью. 41 и 31 женщина из 100 планируют родить одного или двух детей соответственно. Это еще раз доказывает, что в наше время происходит смена установки с даже двухдетной семьи на однодетную. Доказано, что установка на планируемое число детей практически не меняется с изменением семейного положения женщины и связанными с этим изменениями ее социального положения (снижением дохода на члена семьи, ухудшением условий проживания, питания и другое). Она является достаточно устойчивой характеристикой, зависящей, по-видимому, в большей степени от национальных и экономических особенностей общества.

Исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей. Существует отчетливая преемственность в вопросе о реальном количестве детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности. По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. В результате этого опроса была выявлена и еще одна интересная закономерность: чем больше детей в родительской семье, то есть чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем позже они начинают задумываться о количестве своих будущих детей. Это свидетельствует о моральной удовлетворенности своим состоянием. А чем меньше детей в родительской семье (особенно если ребенок растет в семье один), тем чаще пребывание в детской среде (в детском саду или школе) и сравнение ситуации своей семьи с другими ведет к определенному дискомфорту. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.

Таким образом, можно констатировать наличие целого ряда тенденций, неблагоприятно влияющих на развитие семейно-брачных отношений в России. Последствия сегодняшнего кризиса семьи будут ощутимы в течение нескольких поколений [18, c. 13].

Демографическая проблема – одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании федеральной и региональной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды) и обеспечением за счет налогово-бюджетной системы государства.

Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Неотъемлемым элементом государственной системы социальной защиты в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время наше государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В мае 1993 года была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации. Формально она была приурочена к 1994 году, объявленному Международным годом семьи. Реально же документ носит чисто конъюнктурный характер. Главное его содержание направлено на решение краткосрочных, сиюминутных задач, латание дыр, а не на создание системы. В частности, документ предусматривает улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактику бедности, поддержку малоимущих семей и инвалидов. В нем нет ни слова о долгосрочных обязательствах государства, о механизмах реализации поставленных задач. Как правило, все социальные программы, одобряемые федеральными органами, так и остаются только на бумаге. По мнению большинства социологов, занимающихся проблемами семьи в России, проводимая государством семейная политика не имеет никакого отношения к действительной семейной политике. В настоящее время в научной среде и общественной практике разрабатываются и реализуются различные, зачастую противоположные друг другу подходы к пониманию проблем семьи и выдвигаются соответствующие концепции государственной семейной политики. Одна группа специалистов, занимающихся исследованиями проблем российской семьи, оценивает современный этап ее развития как кризисный, другая группа – как модернизационный. В соответствии с этим предлагаются разные концепции государственной семейной политики. По мнению сторонников кризисного подхода, происшедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального эволюционного кризиса социального института семьи, обусловленного развитием индустриально-рыночной цивилизации. Сторонники модернизационного подхода считают, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность [19, c. 18 – 20].