Смекни!
smekni.com

Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления (стр. 7 из 26)

Модернизация должна быть направлена на последовательное делегирование компетенции и ответственности вниз; создание возможностей для творческого подхода; достижение лучших результатов координации и сотрудничества; утверждение ориентации на цели и результаты в сочетании с оценкой достигнутых результатов по достоинству.

Основополагающей предпосылкой подключения муниципальных служащих к осуществлению реформ управления является их мотивация. Люди активно участвуют в проведении реформ тогда, когда они внутренне готовы и соответствующим образом мотивированы к ним [25].

Эффективность управления местным сообществом в организационном плане требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия и способны инициировать принятие политических решений в процессе муниципального управления.

Основным средством социального манипулирования является информационная обработка сознания. По этому поводу А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации не оказывает влияние на развитие общества» [28, с. 32].

Эффективно противодействовать всевозможным манипуляциям может лишь управленец весьма образованный, постоянно обновляющий свои знания и умения, ибо практика манипуляций не стоит на месте, а становится все более изощренной [29, с. 86].

Манипулирование особенно опасно по своим последствиям тогда, когда двум или нескольким манипуляторным, активно действующим силам, наделенным зловещей волей, неординарными способностями к лицедейству, обману, удается хотя бы на какое-то время объединиться. Так, коррупция как способ злоупотребления властью — это сговор между представителями законной власти и организованной преступностью, которые в своих злонамеренных целях умело используют неорганизованность социума, слабость его элиты, изъяны массовой политической культуры, несовершенство законодательства.

Любая разумная человеческая деятельность в одном из ее важнейших измерений выступает совокупностью технологий, то есть последовательно, в принципе безотлагательно, осуществляемых социально, нравственно, политически, экономически и т. д. оправданных процедур и операций, посредством которых объективные законы этой деятельности, социума в целом переводятся на язык конкретных, практических действий.

В какой-то мере технологии присутствуют и в манипуляторной деятельности. Но в отличие от подлинных технологий, это технологии, где ставка делается на достижение частного или ближайшего результата при игнорировании общих, долговременных последствий, принимаемых решений.

Технологии манипуляции действуют особенно эффективно, если они закамуфлированы. Для прикрытия неблаговидных целей, как правило, используются самые высокие, самые красивые слова и стоящие за ними смыслы [31, с. 77].

Сегодня понятие «ресурсы власти» начинает завоевывать исключительно важное место и в отечественной политологии, и в реальной политической культуре на самых разных уровнях российского общества. Сама политика, власть — это “борьба за организацию человеческих возможностей”. Чем шире реализуются человеческие возможности, тем эффективнее политика и власть. И, наоборот, в том числе и в плане противодействия деструктивным манипуляциям.

Остановимся подробнее на некоторых видах ресурсов, которые подвергаются манипулированию со стороны государственных и муниципальных органов власти.

На одно из первых мест можно поставить ресурсы духовно-нравственные. Долгие годы господствовавшая в стране идеология делала чрезмерный акцент на экономический фактор, но так и не добилась больших успехов в его реализации. Грань между добром и злом, справедливостью и несправедливостью относительна, тонка, порой трудноуловима, но она есть. И, думается, всегда сохранится. Манипулирование стремится эту грань стереть, сделать еще более неуловимой.

Объектом всевозможных манипуляций стало и понятие справедливости: какие только действия ни оправдывают, апеллируя к ней. Однако смысл справедливости обладает мощным антиманипуляторным содержанием. Так, великий поэт и оригинальный политический мыслитель Данте еще в средние века отмечал, что “справедливость сама по себе и рассматриваемая в своей природе есть некая прямизна, или прямая линия, не терпящая никакой кривизны”.

Обращаясь к идеям манипуляции Ле Бона, Фрейда, Московичи, Ясперса и Бодрийяра, определявших социальную общность как массу отдельных индивидов соединенных в группу, становится очевидным, что над этой массой должны находится отдельные лидеры, способные не только манипулировать толпой, но и идеологически подготовить такое движение. Причем несомненно, что толпа способна и даже по-своему желает подчиняться. И в зависимости от правильного характера воздействия на нее, можно добиваться того или иного результата. Причем, здесь уже необходимо в полной мере использовать все те принципы манипулирования массами, которые были выведены в последние столетия [32, с. 128].

Таким образом, в современной отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач социологии управления. Это концепции человеческого фактора, человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала. Необходимо отметить, что данные концепции взаимодействуют и дополняют друг друга и выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая муниципальный уровень.

Социальные ресурсы предполагают способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Социальные ресурсы имеют ряд особенностей. К примеру, они неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития.

Социальные ресурсы - это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

Социальные ресурсы нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать. Кроме того, социальные ресурсы обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность.

Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов.

В современных условиях задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования.

Анализируя особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне необходимо отметить, что в качестве руководящих ориентиров принимаются определенные принципы. Оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования возможно на основе соблюдения следующих принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.

2. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления

2.1 Проблемы реализации потенциала местного сообщества

Вопросы управления социально-экономическим развитием местных сообществ приобретают все большую актуальность на пути возрождения России, являются приоритетными в процессе формирования социального общества и сохранения ресурсных богатств нашей страны.

Проблема участия местных сообществ в местном самоуправлении разворачивается, по меньшей мере, в трех разных взаимосвязанных горизонтах.

Во-первых, местное сообщество как субъект местного самоуправления. По сути дела, такая постановка вопроса делает тему местного сообщества синонимичной теме местного самоуправления как такового. Рассматривать население муниципального образования как единое сообщество, построенное как коллектив, живущий на данной территории, имеющий собственный территориальный интерес и осознающий его, в социологическом плане невозможно – такие общности могут существовать только на очень локальных территориях и в рамках очень ограниченных форм деятельности. Говорить же о механизмах волеизъявления, согласования интересов, поиске наиболее эффективных форм организации совместной деятельности – это и значит говорить об устройстве системы местного самоуправления.

Во-вторых, местные сообщества как единицы и организованности социально-культурной ткани места. Эта постановка требует внимательного анализа того, как устроена социально-культурная ткань места, какие организованности ее складывают, как они возникают, живут, исчезают, как оформляются, как взаимодействуют и т.д. Все это очень важно для реального понимания жизни места и ответа на вопрос о механизмах, адекватных природе места и способных работать на складывание "местного сообщества".