Смекни!
smekni.com

Еврейский общинный центр в СПб (стр. 2 из 4)

«Ростовщичество»

С середины Средних веков начался расцвет городов и торговли. Традиционно еврейские сферы экономической деятельности стали постепенно отходить другим группам населения. Ремесленники объединялись в гильдии. Только членам гильдии разрешалось заниматься данным ремеслом, а чтобы вступить в нее, нужно было поклясться на Библии, поэтому для евреев доступ в гильдию был закрыт.

В Западной и Центральной Европе, евреи постепенно оттеснялись от своих обычных занятий. В конце концов у них остались лишь торговля и ростовщичество. Большинство еврейских общин обеднело и лишь немногим удалось удержаться на плаву. Поскольку Церковь запрещала христианам давать деньги в рост под проценты, а на экономические нужды постоянно требовались кредиты, евреи зачастую оказывались единственными, у кого можно было получить ссуду. Естественно, деньги они давали под большие проценты: слишком велик был риск и давал себя знать недостаток капитала.

Постепенно слово "еврей" стало идентифицироваться со словом "ростовщик". Второй стереотип, порожденный теми же экономическими обстоятельствами: еврей- мелочный торговец, сбывающий подержанный товар и разное старье. Эти два полярных образа - безжалостного и скаредного ростовщика и жуликоватого лоточника - сохранились до нашего времени, хотя сегодня мало кто помнит, что оба они были рождены религиозной нетерпимостью и экономическими условиями

Еврейская Община

Центром жизни евреев Диаспоры всегда была община. В Средние века общины эти были, как правило, небольшими, объединявшими не более одной дюжины семей. Правда, в крупных городах они иногда разрастались до нескольких тысяч человек.

Исключенные из феодальной иерархической структуры, евреи пользовались значительной свободой в самоуправлении. Общины собирали деньги для уплаты налогов за содержание кладбищ и синагог, на содержание раввинов и учителей, на помощь беднякам, нуждавшимся в крове и куске хлеба. Управлялась община старейшинами, избранными в результате голосования. Устав общины также утверждался всеми ее членами.

Преступления, совершавшиеся членами общины против своих собратьев, равно как и все юридические споры, рассматривал суд раввинов. Ни тюрем, ни полицейского аппарата в общинах не было. Поэтому суд мог присудить виновному либо выплату штрафа, либо временное или постоянное исключение из общины. [1]

Чтобы облегчить своим членам соблюдение правил кошерной пищи, община содержала собственную бойню, где коровы, козы и овцы с курами забивались в строгом соответствии с предписаниями Закона. Кроме того, каждая община обязательно строила баню, чтобы было где совершить ритуальное очистительное омовение. Крупные общины могли позволить себе содержание духовных училищ для изучения Торы и Талмуда и подготовки раввинов[2]

Изгнание и "Черная Смерть"

После крестовых походов на евреев начались гонения повсеместно. Их изгоняли целыми общинами. В 1290 году всем евреям - 16.000 человек - было приказано покинуть Англию. Только в 17 веке там снова начали появляться еврейские общины. В 1306 году евреи были изгнаны из Франции.

Гонениям, как правило, предшествовали обвинения в ритуальных убийствах и антиеврейские волнения. Играя на этих настроениях, местные правители, городские магистраты и богатые купцы старались избавиться от ростовщиков-евреев, которым они успели сильно задолжать, а заодно и расправиться с нежелательными конкурентами. Здесь, как и в решении допустить евреев в тот или иной город для занятий торговлей и ростовщичеством, главную роль играли экономические интересы.

В 14 веке страшное бедствие обрушилось на Европу: началась эпидемия чумы. С 1348 по 1350 годы болезнь унесла миллионы жизней - треть населения.

А поскольку истинных причин бедствия никто не знал, жители всех охваченных чумой стран тут же обвинили во всем чужестранцев, путешественников, и, конечно же, членов единственного нехристианского меньшинства, - евреев. Люди верили, что еврейские общины мстят за десятилетия гонений, отравляя колодцы и источники.

По мере того, как эпидемия ширилась, перекинувшись из Испании и Италии на север - от Англии до Польши, - более 300 еврейских общин подверглось нападению, тысячи евреев были сожжены у позорных столбов или убиты. Из германских княжеств были изгнаны почти все еврейские общины.

После того, как в конце 15 века евреи Испании и Португалии были поставлены перед выбором: изгнание или насильственное крещение, распались самые высокоразвитые еврейские общины на Иберийском полуострове. Евреи были вынуждены его покинуть. Изгнание еврейских общин продолжалось в Европе вплоть до конца 19 века.

ЕВРЕИ В ПЕТЕРБУРГЕ

История евреев и Петербург – казалось бы, что может быть общего. Известно, что на территории России проживало в начале 20 века 5,5 млн. евреев, но жили они в черте оседлости. В Петербурге, даже в самые благоприятные времена, численность евреев не доходила до 20 тысяч (сравнить, например, с Одессой – 150 тысяч). Да и в какой мере они были типичны эти евреи? Большинство - в значительной степени ассимилировалось. Образование, одежда, речь - все было у них на русский манер. Только лишь в Москве еврейское население считалось еще более русифицированным.

Однако, эти несколько тысяч, живших в столице, составляли ядро наиболее образованного, культурного, а иногда богатого и влиятельного русского еврейства. Их деятельность была очень заметна – как среди евреев, так и среди русских. Издававшиеся ими газеты и журналы, их личный номер имели огромное влияние на каждое молодое поколение, особенно начиная с последней трети 19 века.

Нетрудно догадаться, что евреи появились в Петербурге вместе с зарождением самого города. Сначала это были только выкресты. Мария Ян д`Акоста – любимый шут Петра первого, Абрам Энс – штаб-лекарь лейб-гвардии Семеновского полка. Первый генерал-полицмейстер Петербурга Девьер, сын португальского еврея, был вывезен из Голландии и окрещен в России. Наконец, вице-канцлер Петра, Шафиров также имел еврейских предков, что, конечно, шокировало придворных.

Затем появились отдельные настоящие евреи – пока еще единицы, т.к. проживать в России им было запрещено законом. Но законы, как это часто бывает в случаях острой необходимости, нарушались, и евреи в этом городе жили. Пример тому – подрядчик по доставке серебра на Монетный двор при Екатерине 1. Его, как и других, должны были выслать по Указу 1727 года, но при этом казна потерпела бы большие убытки; и еврея оставили «пока достальное серебро из моря не доставит» (из решения Тайного Совета).

Екатерина Вторая, считаясь с общественным мнением и одновременно учитывая государственные интересы, официально запрещала, а тайно поощряла пребывание отдельных еврее в Петербурге. Именно при ней, в результате трех (1772, 1793 и 1795 годов) разделов Польши, Россия сделалась вдруг обладательницей самой большой в мире еврейской общины. В 1826 в столице жило 159 еврейских семей (всего 348 человек, в основном – коммерсанты и ремесленники).[3]

Еврейское население сделалось в Петербурге значительным вместе с реформами Александра второго (50-60 годы), когда вышло разрешение селиться вне черты оседлости купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием, ремесленникам и отставным чинам. Евреи составляли не более 1 % населения столицы, но в действительности их было на треть больше, некоторые жили нелегально. Евреи Петербурга отличались высоким уровнем грамотности. В 1868 году среди евреев были грамотны 72% мужчин и 47% женщин, тогда как среди православных – соответственно 54% и 41%. Это были, в основном, ремесленники, врачи, журналисты, коммерсанты. В 1881 из 800 тыс. петербуржцев уже 17 тыс. были евреи. Из них около 2000 считали родным языком русский, 500 – немецкий, 90 – польский, 50 – татский, 37 – турецкий и 14 000 – идиш. А уже в 1909 не более 2/3 евреев Петербурга считали русский язык родным. Этим Петербург разительно отличался от западных губерний, где почти все говорили на идише.

В конце 19 – начале 20 вв. центр еврейской жизни Петербурга переместился в Коломну, на территорию, расположенную за Крюковым каналом. Это время известно многими выдающимися личностями еврейского происхождения, но крещенными в православную веру. Например, Антон Рубинштейн – основатель Ленинградской консерватории – первой консерватории в России, знаменитый музыкант, был крещен в детстве, вместе со своим братом Николаем. Этот факт способствовал получению братьями образования и впоследствии, занятию ими заметного места в истории русской музыки и русской истории вообще. Долгое время крещение было надежным лекарством от бесправия для любого еврея. Еще при Николае Первом, ревностном гонителе иудейства, известен случай, когда выкрест Позен занимал должность управляющего канцелярией военного ведомства и был богатым помещиком на Полтавщине. Но лишь единицы среди евреев решались такой ценой купить свое равноправие. И только к концу 19 века участились случаи крещения, главным образом среди интеллигенции, индифферентной к религии. Но порой даже крещение не гарантировало еврею избавления от своего прошлого. При Александре Третьем известны первые случаи, когда выкрестов не назначали на ответственные государственные должности, мотивируя это их происхождением.

ЕВРЕЙСКИЕ МЕСТА ПЕТЕРБУРГА

Когда несколько евреев живут в одном городе – это еще не община. Даже когда их становится несколько тысяч, сами по себе они все равно не образуют общину. Еврейская община подразумевает существование целого ряда учреждений и форм общинной жизни. Это хедер и похоронное общество, пупкас (летопись общины), кладбище, миква (ритуальная баня) и шейхет (резник) и, конечно, раввин и синагога (или хотя бы молельный дом).

Синагога – слово греческое и означает – место собраний, буквальный перевод еврейского слова «бейт га-кнессет». Синагога, как место собраний для молитв появилась, вероятно, еще в 6 веке до н. э. во времена Вавилонского пленения.[4]