Смекни!
smekni.com

Зависимость поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме СПИДА (стр. 3 из 14)

3. Индивидуальных представлений об ответственности предшествующим поведением индивида, накопленным опытом поведения в конкретных условиях его становления как личности.

Непосредственно культура поведения рассматривается в сфере этикета как культура речи, вежливое обхождение с людьми, умение правильно одеваться, правильное поведение в обществе (на работе, в общественных местах, на официальных приёмах) и другое.

Но в данной работе поведенческая культура рассматривается как способ существования и проявления себя в культурном пространстве. Она непосредственно ориентирована на сохранение, поддержание и компенсацию утраченных жизненных сил человека.

В зависимости от уровня культуры поведения как степени развития сущностных сил человека, достигнутой в результате его культурной деятельности, освоения норм и ценностей культуры, выработанных человечеством, зависят и те стереотипы поведения, которые будут в дальнейшем реализоваться человеком. Поэтому изучение норм и ценностей как средств социальной регуляции поведения позволит выяснить их воздействие на формирование поведенческой культуры.

1.2. Нормы и ценности как средства социальной регуляции поведения

1.2.1. Нормы как образцы поведения человека

Изучению норм и их классификации посвящено большое количество работ, что позволяет отметить комплексный характер подобных исследований.

По мнению И. Канта, «нормы поведения внесены в сознание человека извне и являются проявлением какого-то особого нравственного закона или веления Бога, существующего над видимым миром» [49, с.102].

В.И. Куценко говорил, что «социальные нормы могут требовать как новых, так и стереотипных, репродуцируемых действий, как поиска ещё неизведанных путей деятельности, так и осуществления привычных, повторяющихся действий. Но они всегда фиксируют необходимость действий именно определённого типа» [55, с.21].

Социальная норма, по мнению Е.М. Пенькова, «… это не всякое правило для действия, а лишь то, которое регулирует общественное поведение людей …» [Там же].

В обществе и в различных социальных макрогруппах общества, равно как и в малых группах, вырабатываются и используются многообразные системы норм, эталонов и стандартов поведения и отношений между людьми, членами этих групп. Они являются средствами для оформления, срецификации, упорядочивания, регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей – «носителей» этих макрогрупповых признаков. Примерами могут служить нормативная регламентация и регуляция отношений и взаимодействий представителей групп, образованных по демографическим признакам. Так, форма, характер, содержание отношений и поведение лиц разных полов, разных возрастных групп на всех этапах развития общества регулируются многочисленными социальными нормами. Прослеживается исторический характер и историческая обусловленность этих норм.

Это неоднократно подчёркивали классики марксизма-ленинизма. «Смена социально-экономических фармаций, изменение классовой структуры общества, властных и зависимых отношений рассматриваются в марксистской философии и социологии как основа и причина изменений в образе жизни, быте, укладах, формах поведения членов общества и различных общностей» [5, с.9].

В социальных отношениях и взаимодействиях человек всегда выступает как «носитель» тех или иных социальных норм. Позиция человека в системе общественных отношений является его «нормативным статусом». Принимая и реализую определённую систему социальных норм, человек оказывается включённым в особую социальную группу, образованную по «нормативному признаку», - группу лиц, разделяющих, принимающих, реализующих данную систему норм, имеющих связанную этой системой норм систему ценностей.

В работах социокультурного направления нормам предписываются функции элементов социокультуры, которая обычно трактуется как нормативно-ценностная система данной общности [5, с.62]. Направление, возглавляемое Т. Парсонсом, придавая вопросу о функциях социальных норм большое значение, выделяет важные структурно-функциональные характеристики норм. Здесь выделяются два вида функций норм:

1. Функции обеспечения членов общности и общества эталонами, образчиками, моделями, стандартами, шаблонами поведения, отношений, взаимодействий.

2. Функции стабилизации, упорядочивания, уравновешивания, интеграции отношений, взаимодействий.

Оба типа функций оказываются сходными, а «культура» рассматривается как «хранилище» этих эталонов, стандартов, образчиков.

Структурно-функциональный анализ социальных норм также позволяет выделить многие существенные функции, например, такие важные функции, как запретительные и предписывающие, охранительные и поддерживающие, ориентирующие и прогнозирующие, эталонизирующие и упорядочивающие, установочные и регламентирующие.

Р. Мертон разделял явные и латентные функции норм, а также функций норм в установлении соотношений цели и средств деятельности членов общества.

В. Момов отмечал использование норм для «регламентации повторяющихся действий, их функции в качестве масштаба, меры, эталона, обобщения и деятельности» [5, с.63].

Наличие систем норм позволяет выделить нормальное и аномальное, отклоняющееся и противонормное поведение.

В процессе регуляции поведения социальные нормы взаимодействуют с многими факторами социальной регуляции, детерминации и обусловливания поведения и свойств личности. Но особенно существенны те внешние и внутренние формы и способы регуляции поведения, где социальные нормы либо являются каналами, по которым проводится социальное воздействие, либо сами реализуются по каналам этих способов регуляции. К таким формам относится прежде всего нравственная и ценностная детерминация поведения, осуществление которой практически немыслимо вне системы социальных норм и сущностной соотнесённости норм и ценностей. При осуществлении регулирующих воздействий социальные нормы сами выступают в роли внешних и внутренних факторов регуляции поведения. Будучи усвоенными, интериоризированными, превратившись в факторы внутреннего мира человека, они воздействуют на поведение через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку, мотивационную систему, понимание и установки [5, с.77-78].

Социальная норма – исторически сложившаяся в данном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (Гилинский Я. И).

1.2.2. Классификация норм

В обществе действуют сложные иерархизированные, многомерные, качественно разнородные системы социальных норм, регламентирующие практически все сферы жизни и деятельности человека.

Существуют разные принципы классификации социальных норм.

Проблема классификации норм, определения их видов и типов занимает особое место в буржуазной социологии, начиная с классической работы У. Самнера (он выделял обычаи, нравы, законы). Внимание современных исследователей было привлечено работой Р. Морриса о типологии норм и выборе оснований для их классификации. К моменту появления работы Р. Морриса в зарубежной социологии уже существовало более десятка классификаций социальных норм.М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ж. Тард, У. Самнер, Ф. Теннис, Р. Редфильд, Г. Беккер, Р. Линтон, Джиббс и многие другие пытались выделить нормы как средства социального контроля и регуляции социального поведения, определить видовые особенности и внутреннее многообразие нормативных средств [5, с.37].

Так М. Шерифом были введены категории социальных норм – права, технических норм, этикета, моды и др.

Р. Линтон отмечал универсальные, специфические и альтернативные нормы.Р. Уильямс ввёл классы норм – технические, конвенциональные, эстетические, моральные, институциональные.

Сопоставление типов норм и ценностей проводил К. Клакхон.

Р. Моррис вводит два типа норм – абсолютные и условные (конвенциональные) – и предлагает 10 характеристик, позволяющих распределить любые нормы по этим типам.

Доренверд проводит анализ различных типов норм с учётом предложенной Дюркгеймом типологии поведения и отношения (эгоизма, альтруизма, аномии, фатализма).

Дж. Джиббс вводит 20 классов социальных норм – конвенций, морали, правил и закона.

Целесообразно обратиться к классификации норм, данной Т. Парсонсом [19, с.106]:

Нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в составляющих его группах. Во всяком обществе принято определенное разделение обязанностей, например, мужчины должны выполнять сложные технические работы и служить в армии, а женщины - вести домашнее хозяйство и рожать детей. Как считают в некоторых восточных обществах, «муж должен заниматься делом, а жена - вести домашнее хозяйство».

Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности. Они определяются как средняя величина, характеризующая принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и т.д. Хотя в этой сфере норма зависит, конечно, прежде всего от состояния производительных сил; требования выполнения нормы, предъявляемые работнику, не допускают излишних расходов материала, времени, собственных сил и диктуют обязанность работать профессионально, т.е. производить вещи или услуги, отвечающие принятым требованиям.

Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу «по правилам», соблюдая законы и конституцию.

Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято говорить на «своем» языке, читать и писать, любить музыку своего народа, поддерживать стиль и символику своей культуры. Резкое выпадение из принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус оригинальности или талантливости.