Смекни!
smekni.com

Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб (стр. 4 из 6)

Под операциональной установкой понимается готовность к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрежения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Конкретное выражение способа осуществления действия зависит от содержания предвосхищаемого условия. Говоря о «содержании условия», мы имеем в виду представление А. Н. Леонтьева о том, что человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он приноравливает свою деятельность, а сами эти условия несут в себе средства, общественно выработанные способы деятельности, предметные и социальные нормы. Условия деятельности обладают этим присущим только миру человеческих предметов свойством, так как в них объективированы «значения». Именно в «значениях» содержатся те схемы действия - готовые формулы, образцы поведения, о которых писал Д. Н. Узнадзэ, и которые передаются из поколения в поколение, не позволяя распасться «связи времен». Эти «значения», будучи представлены в образе предвосхищаемого условия, определяют конкретное выражение способа осуществления действия, В случае совпадения образа предвосхищаемого условия с фактически наступившим условием ситуации разрешения задачи, операциональная установка приводит к осуществлению адекватной операции, посредством которой может быть достигнута цель действия. Операциональные установки определяются условиями осуществления действия. На их основе формируются устойчивые стереотипы поведения.

В советской психологии мысль о необходимости учета того содержания, которое различные установки выражают в деятельности человека, особенно рельефно выделена в исследованиях А. В. Запорожца. В зависимости от содержания, лежащего в основе установок, А. В. Запорожец вычленяет два вида установок: ситуационно-действенные и предметные. Ситуационно-действенные установки отражают физические отношения между субъектом и объектом, складывающиеся в данной конкретной ситуации действия. В предметных установках отражены более устойчивые и независимые от преходящих особенностей действия отношения между признаками самого предмета. А. В. Запорожец предполагает, что взаимоотношения между двумя моментами механизма операциональной установки – вероятностным прогнозом и «содержанием связи» - в ситуационно-действенных и предметных операциональных установках различны. В ситуационно-действенных установках именно частота проявлений определенной связи на относительно небольшом временном интервале является основным признаком, который приводит к возникновению установки. В исследованиях А. В. Запорожца выступил факт зависимости установки от предметного содержания, от «значений», кристаллизированных на объектах установки.

Помимо двух типов операциональной установки (ситуационно-действенной и предметной) А.Г. Асмолов выделяет еще один третий тип – импульсивные установки. По своему механизму импульсивные установки резко отличны от предметных и ситуационно-действенных установок, но тем не менее они соотносимы с побочными условиями ситуации, в которой человеку приходится решать самые различные типы задач.

Согласно Л.Н. Антилоговой, реализация альтруистического поведения осуществляется через смысловые установки, которые выявляются наиболее отчетливо в заданных человеку ситуациях, где ему предоставляется возможным выбрать наиболее специфические для него способы реагирования.


1.3 Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма

Проблемы ценностной ориентации личности в отечественной психологии освещены в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзэ. Несмотря на разнообразие школ и направлений, в отечественной психологии ценностные ориентации определяются как важнейшие компоненты структуры личности. Ценностные ориентации определяют направленность личности на те или иные ценности, выполняя функции регулятора поведения, целеполагания, мотивации и обеспечения приемлемых способов реализации целей человека. Они представляют собой социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, что, в свою очередь, определяет двойственный характер ценностей: с одной стороны, они социальны, так как зависят от ценностей окружающего социума, с другой стороны - индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного индивида.

Проблема осмысления ценностей человеческого бытия выходит на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный,аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Так, философы европейской античности анализировали различные аспекты соотношения ценностей и целей человека. В психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом ее «высшей» области. В развитии представлений о личности в различных теориях выявляется общая закономерность, которая заключается в постепенном принятии идеи о социальной обусловленности поведения человека и, соответственно, обращения к проблеме ценностных ориентаций.

Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и связанными между собой процессами. К таким процессам можно отнести адаптацию, социализацию и индивидуализацию, направленную на выработку собственной, автономной системы ценностей. Однако система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности.

Из большого количества определений и классификаций ценностей по различным основаниям можно выделить две основные группы ценностей: терминальные и инструментальные. Первые ценности (ценности-цели) носят устойчивый характер и выступают в качестве основных целей человека, отражая его жизненную позицию и стратегию. Вторые (ценности-средства) являются основными стандартами при выборе определенного способа поведения для достижения поставленных целей. Система ценностной ориентации личности включает в себя как терминальные, так и инструментальные ценности.

Система ценностной ориентации личности формируется и развивается в процессе идентификации, интериоризации и интернализации, которые являются важными условиями социализации личности. Становление ценностной системы индивида определяется действием целого комплекса различных психологических оснований и социальных факторов: уровнем развития смысловой и эмоционально-смысловой сферы, социально-психологическими характеристиками, особенностями социальной среды, видом деятельности, характером и формой психологического воздействия. Однако психологические основания являются определяющими, влияя на становление системы ценностных ориентаций индивида.

Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от деятельностно-смыслового единства, которое заключается в соответствии профессиональных и личностных ценностей, что является особенно важным в профессиональной деятельности социального работника, направленной на оказание помощи нуждающимся. Ярко выраженный гуманистический и этико-деонтологический характер деятельности социального работника предъявляет высокие требования к его личностным качествам и уровню сформированности профессиональных ценностей.

Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов (И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова, С.Л. Рубинштейн) позволил выделить такие профессионально-значимые качества социального работника, как гуманность, альтруизм, терпимость, чуткость, эмпатия, эмоциональная устойчивость, доминантность, социальная смелость. Поскольку профессиональная деятельность социального работника опосредована нравственными критериями, то эффективная реализация этих качеств, будет определяться уровнем сформированности его системы ценностей.

Л.Н. Антилогова считает, что формирование и развитие альтруистической направленности личности особенно необходимо всем тем, кто работает с людьми. При этом, говоря словами В.А. Сухомлинского, «следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухой к другим людям останется глухим и к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

Данное суждение можно адресовать и социальному работнику, от чуткости, отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания и жертвенности которого в определенной степени зависит здоровье и самочувствие подопечных.

Термин «альтруизм» был впервые введен О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outré» - жить для других. Альтруизм – разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды или любая иная причина, в которой можно усмотреть корыстный интерес. В.В. Давыдовой предлагаются следующие объяснения человеческого альтруизма:

- Причина нашего желания помогать другим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим, поскольку разделяем их душевные страдания.

- Мы помогаем другим, поскольку стремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Вид человеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться от этого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственных неприятных чувств.