Смекни!
smekni.com

Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб (стр. 5 из 6)

Культурные теории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается). Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку независимо от лежащих в его основе мотивов и связи с целями и задачами общества. При исследовании альтруизма обращают внимание или на само поведение, направленное на оказание помощи другим, или на его мотивы. Акт оказания помощи рассматривается как альтруистический, когда он мотивирован не собственными интересами лица, оказывающего помощь, а ожиданиями ее положительных последствий для другого человека.

У Г.П. Медведевой альтруизм – это жизненный принцип, согласно которому благо другого более важно и значимо, чем собственное «я». Принцип и нравственная практика альтруизма никогда не были широко распространены в человеческом обществе, но все же существовали во все времена, возрождаясь вновь и вновь, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции альтруизма. У зарубежных психологов широко распространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит «интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждаемости другому нуждающемуся», а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние».

Близким нашему пониманию данного феномена является определение, авторы которого считают альтруистическим поведение, когда «помогают другим, не рассчитывая получить за это какое-либо вознаграждение».

Е.Е. Носиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявлять альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого но является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включен.

Под альтруизмом в философской и этической литературе понимается принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В данном определении отчетливо выделяется две части. Первая выражает суть альтруизма (бескорыстная помощь другому), а вот вторая требует некоторого уточнения.

Было бы точнее акцентировать внимание в определении альтруизма не на моменте жертвенности, а на моменте отсутствия практической пользы или вознаграждения для действующего субъекта. Во-первых, для подлинно альтруистического поведения не всегда характерна жертвенность во имя другого человека. Альтруистическое поведение, как правило, характеризуется тем, что субъект переживает свое деяние как продиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам. Во-вторых, поведение, требующее от субъекта явно наблюдаемый извне и ярко выраженной жертвенности ради нужд другого, осуществляется сравнительно редко, поведение же, не совпадающее с личными нуждами человека, не сулящее ему никакого вознаграждения, реализуется достаточно часто.

Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые являются взаимодополняемыми. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.

Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействия на субъекта общественным моральных норм. Главным образом они определены для человека в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.

Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде ожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций и установок.

Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, принятых как переработанные социальные, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполне соответствует традиционному представлению об установке как о готовности действовать определенным образом.

Каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность. Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем – через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности – значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл – это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающейся в его (субъекта) отношении к осознаваемым явлениям.

Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражается ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчекнуто А.Н. Леонтьевым. Он писал следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным – существующим в форме готовности, в форме установки».

Из многочисленных проблем морального сознания, имеющих отношение к жизни и деятельности каждого человека, существует еще одна проблема долга как одного из движущих механизмов профессиональной деятельности. Опыт подготовки социальных работников в нашей стране пока достаточно скромен. Основой выбора профессии может стать чистая случайность, поиски заработка, влияние родителей, друзей, соседей и т.д. Сильную устойчивую мотивацию именно на выбор этой специальности проследить пока трудно. Вместе с тем, можно с полной уверенностью заявить об одном – в эту профессию идут люди, ориентированные всем своим воспитанием, личностными предпосылками на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим.


Глава 2. Исследование формирования альтруистических установок у сотрудников социальных служб

2.1 Организация и структура исследования формирования альтруистических установок у работников социальных служб

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы, выдвинутой в курсовой работе, было проведено исследование среди сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берегиня» и Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Березовского.

Для исследования формирования ценностных установок были изучены две группы. Группа из 20 сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних получила условное название «группа 1», соответственно группа, также состоящая из 20 сотрудников Центра социального обслуживания, вошла в «группу 2». Обе группы состояли исключительно из лиц женского пола. Средний возраст группы 1 составил 26 лет, группы 2 – 28 лет.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии, сформулированные в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, Е.Е. Насиновской, Л.Н. Антилоговой, С.Л. Рубинштейна и др.

В качестве психодиагностических методик использовались многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла и методика Т. Лири.

Р. Кеттелл предпринял попытку создать концепцию структуры личности на объективных основаниях. Он считает установку испытуемого при ответах формой поведения, связанной с определенными чертами личности. Опросник Р. Кеттелла выявляет индивидуально-типологические особенности личности, что позволяет установить зависимость различных уровней альтруистического поведения от личностных свойств человека.

По мнению Л.Н. Антилоговой испытуемые с высокой степенью выраженности альтруистического поведения имеют высокие показатели по шкалам:

А – экстраверсия - интроверсия. Этот фактор характеризует естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое внимательное отношение к людям, доброту, мягкосердечность;