Смекни!
smekni.com

Визуально-коммуникативные особенности представителей молодежной субкультуры металлистов (стр. 13 из 13)


Заключение

В данной работе была рассмотрена молодежная субкультура как социокультурный и психологический феномен.

Теоретический анализ термина и проведенные исследования позволяют говорить о том, что молодежная субкультура, как феномен культурного поля выполняет те же функции, что и любая другая культурная среда. Молодежная субкультура выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область значений этой среды, ее традиции, нормы и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности быть удовлетворенными в рамках общей культуры.

Современная молодежная субкультура удовлетворяет целый ряд физических и психологических потребностей человека. Базируясь на данных проведенных исследований можно выделить ряд потребностей, удовлетворяемых в молодежных субкультурах:

1 Повышенная потребность в общении с единомышленниками. Потребность удовлетворяемая в любой из молодежных субкультур. Связана, видимо, с возрастными особенностями. Молодежная субкультура вследствие повышенной плотности внутренних контактов, их характера, субкультурных способов структурирования времени, наиболее полно удовлетворяет эту потребность. Скорее всего, возникновение этой потребности сопряжено и с повышенной необходимостью в социальном приятии, и с желанием причастности к группе, поисками себя, своего места в мире.

2 Потребность в самореализации, самовыражении. Молодежная субкультура как область культурного творчества, предоставляет более широкий спектр возможностей. Так же потребность, удовлетворяемая в любой субкультуре.

3 Потребность в социальной значимости. Данная потребность возникает вследствие социокультурных характеристик современного общества.

4 Возможность преступить нормативные границы общей культуры. В данном случае - через социальный и культурный протест.

5 Потребность в событийности. Для металлистов – это концерты, «тусовки».

В целом, анализируя металлистов г. Владивостока, можно отметить, что для металл-культуры характерно: активная демонстрация своей непохожести (выражается во внешнем виде), активная асоциальность как желание изменить неудовлетворительную реальность. Культура экстравертна.

Психологические исследования металлистов позволили выявить отличительные личностные характеристики представителей металл-культуры. Это повышенная активность, непокорность, импульсивность, открытость. Характерна склонность к созданию сверхценных идей и установок.

Следует отметить и низкий уровень внутреннего напряжения у участников. Возникает он, скорее всего, вследствие более полной и глубокой реализации внутренних психологических потребностей и импульсов непосредственно в поведении, снимающем это напряжение. Это подтверждается и обуславливается повышенным уровнем гиперактивности. Что неудивительно - снятие напряжения влечет за собой подъем жизнелюбивых настроений и как следствие, - низкий контроль поведенческих реакций, некая асоциальность и декларируемуая свобода самовыражения.

Таким образом, мы можем утверждать существование определенных личностных характеристик предрасполагающих человека к самоактуализации в определенной субкультурной, в частности металл-культуре. А, кроме того, можно отметить влияние, оказываемое включенностью в данную среду на психологические характеристики человека.

Хотелось бы отметить, что проблема молодежных субкультур - широкая проблема, требующая всестороннего, междисциплинарного подхода, изучения на разных уровнях: от макро- до микросоциологического и психологического. Несомненно, в рамках этой работы невозможно затронуть все аспекты данной проблемы и провести все исследования, представляющие интерес. Тема молодежной субкультуры по-прежнему остается открытой. Но, что представляется наиболее важным в данной работе - это сформированный целостный взгляд на проблему, обозначение нового теоретического подхода и разработки на его основе практических исследований, способных раскрыть сущность данного феномена, причины его существования и механизмы функционирования.


Список использованных источников и литературы

1. Данн С. Путешествие металлиста [Видеоматериал, 96 мин.]. Seville Pictures. 2005

2. Заярная О. Г. Металлисты. // По неписаным законам улицы…, - М., 1991.

3. Йингер (Yinger) Джон Милтон [25.07.1916, Квинси]/Социологический взгляд на религию // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М., 1996;

4. Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990.

5. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001

6. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит. литературы. 1998.

7. Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990.

8. Доренко О. В. Молодежь и культура. Киров. «МАСС» . 2000.

9. http://www.lovehate.ru/opinions/8398/3

10. http://www.lovehate.ru/opinions/29969

11. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью., - М., 1993.

12. Богомолова Н. Н. Фокус-группы как метод., - М., 1997.

13. Пелипенко А. А. Культура как система., - М., 1998.

14. Разин П. В. Феномен хаоса в пространстве рок-культуры. Методология формального анализа. // Общественные, самодеятельные движения. М., 1990.

15. Суслова Е. А. Система ценностей и способы самоорганизации неформальных движений. // Общественные, самодеятельные движения., - М.,

16. Уайт Л. А. Понятие культуры. // Антология исследований культуры., - С-Пб, 1997

17. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры., - С-Пб., 1993.