Смекни!
smekni.com

Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми (стр. 4 из 5)

Разработано большое количество тестов как общей, так и более узкой направленности. Среди первого класса выделяются так называемые интеллектуальные тесты, предназначенные для оценки общей умственной одаренности человека. Такие тесты направлены на выявление универсальных способностей. Их цель – предсказание успешности овладения новым видом деятельности, поэтому задания подбираются таким образом, чтобы для их решения достаточно было просто смекалки [4; 305].

В отличие от интеллектуальных тестов, представляющих собой серии задач, личностные тесты обычно имеют форму опросников. Здесь оценивается не объективное поведение человека в ситуации тестирования (количество правильных ответов), а содержание его ответов. Фактически, в этом случае пользуются данными самонаблюдения. Однако используемый формат позволяет дать этим субъективным по своей природе данным объективную оценку путем соотнесения индивидуальных ответов со статистически выведенными нормами. Например, в больших личностных тестах, измеряющих несколько разных свойств, вопросы, относящиеся к разным шкалам, чередуются случайным образом. Испытуемому тогда труднее понять, на что направлен каждый конкретный вопрос. Кроме того, вопросы формулируются таким образом, что учитываться может как положительный, так и отрицательный ответ. Это еще больше усложняет всю картину. Имеется принципиальная возможность выявить сознательное или неосознанное стремление испытуемого представить себя в розовом свете [4; 306].

Цель личностных тестов – получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах. Как правило, эти тесты используются в комплексе с другими качественными (неструктурированными) методами: наблюдением, беседой, анализом документов. Поскольку тесты этого рода предусматривают индивидуальное выполнение, появляется возможность не только анализировать результаты, но и наблюдать за испытуемым в процессе работы. Тестирование включается в общую процедуру исследования в качестве одного из его компонентов [4; 313].

Интеллектуальные и личностные тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение.

В этих случаях обычно применяются проективные тесты. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого специалиста [3].

В практике социальной работы важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники. Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.) [2; 67].

Тестирование в практике социальной работы

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых [3]. Эти тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона.

Среди опросников важнейшее значение имеют такие, которые разработаны на основе освещавшихся персонологических концепций, в том числе З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера, И.П. Павлова, Б.П. Ганнушкина, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Леонгарда, Д. Роттера [2; 67].

Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник. Опросник состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности. Типологические личностные опросники Г. Айзенка разработаны на основе концепции личности самого автора и опираются, в свою очередь, на персонологические идеи К. Юнга, И.П. Павлова, Э. Кречмера и др. [2; 67]

Личностный опросник Айзенка является реализацией типологического подхода к изучению личности и опирается на оригинальную авторскую разработку модели личности. Опросник направлен на измерение таких свойств личности как "интроверсия-экстроверсия" и "нейротизм-эмоциональная стабильность", рассматриваемых Г. Айзенком как два основных базисных параметра индивидуальности [1].

Одним из распространенных и признанных в практике социально-психологической работы является опросник Р. Кеттела «16 личностных факторов» (16PF), впервые предложенный автором в 1950 г. [2; 67].

Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кеттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей [1]:

A. сизотимия (сдержанный) – аффектотимия (общительный);

B. высокий интеллектнизкий интеллект;

C. сила "Я" (эмоционально устойчивый) – слабость "Я" (эмоционально неустойчивый);

E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) – конформность (зависимый от группы);

F. сургенсия (беспечность) – десургенсия (серьезность);

G. сила "Сверх-Я" (высокаясовестливость) – слабость "Сверх-Я" (недоборосовестность);

H. пармия (смелость) – тректия (робость);

I. премсия (мягкость) – харрия (жесткость);

L. протенсия (подозрительность) – алаксия (доверчивость);

M. аутия (мечтательность) – пркасерния (практичность);

N. искусственность (гибкость, проницательность) – безыскусственность (прямолинейность, простота);

O. гипотимия (склонность к чувству вины) – гипертимия (самоуверенность);

Q1. радикализм (склонность к новаторству) – консерватизм (ригидность);

Q2. самодостаточность (напористость) – социабельность (уступчивость);

Q3. контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) – импульсивность (спонтанный);

Q4. фрустрированность (напряженность) – нефрустрированность (спокойность).

Состоит из 187 вопросов (формы А и В) или 105 вопросов (формы C и D).

При его использовании, да и при использовании любого личностного опросника, необходимо всегда помнить о том, что результаты, полученные с их помощью, содержат дополнительную, относительно условную психодиагностическую информацию.

На базе теории локуса контроля Д. Роттера Е.Ф. Бажиным с соавторами разработан опросник уровня субъективного контроля (УСК) (1984), содержащий 44 утверждения. УСК направлен на диагностику интернальности – эктернальности, в том числе в межличностных и семейных отношениях. Опросник включает утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или нет [2; 68].

Идеи Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда и др. легли в основу патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А.Е. Личко (1970) и предназначенного для определения типов акцентуации характера и психопатий у молодежи. Опросник включает 25 наборов фраз-утверждений, выражающих отношение к различным жизненным проблемам (например, отношение к самочувствию). На основе концепции К. Леонгарда также разработан личностный опросник Г. Шмишека (1970), включающий 88 вопросов для выявления выделенных К. Леонгардом указанных выше 10 типов акцентуаций личности [2; 68].

При выборе тестов социальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента.

Психодиагностические тесты должны правильно использоваться, что является залогом их эффективности. Неверное неквалифицированное применение и интерпретация тестов приведут к искаженным выводам о состоянии и особенностях личности клиента и к последующему неадекватному выбору методов и средств для его коррекции и реабилитации [2; 69].

Валидность и надежность теста

Эффективность использования тестов определяется рядом факторов. Так, тест должен опираться на определенную теоретическую концепцию. Тест может применяться только по его назначению. Тест должен применяться в соответствующей ему сфере практики (производство, семейная жизнь и т.д.) для изучения определенного контингента используемых, выделяемых по полу, возрасту, образованию, профессии и т.п. Тест должен обладать надежностью и валидностью [2; 69].

Надежность — это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести [5]:

- разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.),