Смекни!
smekni.com

Влияние средств массовой информации на социальное настроение населения (на примере г. Иванова) (стр. 2 из 17)

Ученый Н.И. Кареев утверждал, что в жизни человечества личное и общественное так всегда сплетены одно с другим, что отделять одно от другого позволительно лишь в интересах научного анализа. Общество, или, по Н.И. Карееву, «надорганическая среда», есть сложная система психических и практических взаимодействий личности. Эту среду мыслитель подразделяет на культурные группы и социальную организацию. Первые предполагают общее взаимодействие индивидов и сводятся к представлениям, настроениям и стремлениям членов общества. Н.И. Кареев подчеркивал, что господствующие в обществе настроения и стремления являются такими же продуктами психического взаимодействия, как и господствующие представления. «Человек может передать человеку не только свою мысль, но и свое настроение, даже внушить ему иногда простою передачей примера известные стремления и действия». Вторая сторона надорганической среды – социальная организация – есть результат коллективной психологии. Социальная организация есть совокупность среды экономической, юридической и политической.

Подводя итог обзору концепций психологического направления в социологии можно отметить, что в нем сделаны выводы о взаимосвязи индивидуальной и социальной среды, о возможности передачи эмоций, чувств и настроений людей от одного человека к другому. Общественное сознание в нем рассматривается как совокупность индивидуальных сознаний, но, тем не менее, социальное сознание, по их мнению, являлось доминирующим началом в человеке.

Проблематике социального настроения также уделяется внимание в рамках позитивизма. Представитель данного направления Э. Дюркгейм изучал проблему коллективного сознания в связи со своей теорией солидарности. Он ввел термин «коллективные представления» для обозначения эмоционально окрашенных общих идей и верований. Общество и его сознание рассматривались как явления одноплановые, они были не только взаимосвязаны, но и взаимообуславливали друг друга. Подчеркивая способность коллективного сознания производить другие социальные факты и даже создавать общество, социолог придавал ему самодовлеющий, автономный характер. Э. Дюркгейм говорил о влиянии социальной реальности на сознание людей: «Нет ничего в социальной жизни, чего бы не было в индивидуальных сознаниях; но все, что в них находится, взято ими из общества. Большая часть наших состояний сознания не появилась бы у изолированных существ, и происходила бы совсем иначе у существ, сгруппированных иным образом. Значит, они вытекают не из психологической природы человека вообще, но из способа, каким ассоциировавшиеся люди воздействуют друг на друга, сообразно числу их степеней сближения. Так как они продукты групповой жизни, то только природа группы может объяснить их». Э. Дюркгейм раскрыл принцип взаимовлияния социального сознания на индивидуальное сознание отдельно взятых людей и наоборот, а также обратил внимание на факторы, влияющие на общественное сознание и социальное настроение.

Рассмотренные выше теории выступили теоретико-методологической основой изучения в ХХ веке собственно феномена социального настроения.

В 20-е гг. ХХ века на эту проблему обратили внимания психологи, изучавшие настроение индивидов. С.Л. Рубинштейн решительно выступал против привязки настроения к какому-либо конкретному событию, считал настроение не ситуационным психическим явлением, а личностным. По этому признаку принято различать оптимистов и пессимистов, людей во всем сомневающихся и, наоборот, излишне доверчивых; энергично ориентированных или вялых, апатичных, настроенных созерцательно. На другой аспект настроения – уже не индивидуальный, а групповой, социальный – обратил внимание В.М. Бехтерев, который заметил, что настроение представляет собой массовидное явление. «…Будем ли мы иметь перед собой случайно собравшуюся толпу на улице … митинг, везде и всюду мы будем встречаться с проявлениями общественных настроений…».

В рамках рассмотрения данной проблематики, в научной литературе 80-х гг. стали вводиться такие понятия, как «индивидуальное настроение», «групповое настроение», «массовое настроение». Каждое из них несет свою смысловую нагрузку, свою роль при характеристике общественно-политических, социально-экономических процессов. Было обращено внимание на влияние настроения на процесс труда, его роль в создании благоприятной моральной атмосферы, политическую окраску его проявления. По мнению, А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, общественное настроение – это преобладающее состояние сознания тех или иных социальных групп в определенный период времени. Оно проявляется во всех сферах жизнедеятельности: на производстве и в быту, в политической жизни, в процессе учебы, в мирное и военное время. По их мнению, общественное настроение характеризуется определенной предметной направленностью, а также характером и уровнем эмоционального накала. Наряду с глобальными проявлениями, общественное настроение может носить и локальный характер, проявляясь в социально-психологическом климате микросреды, например, отдельного коллектива. Таким образом, ученые не только пытаются определить сущность социального настроения, но и выделяют различные виды этого феномена.

Параллельно с поиском сущности и содержания общественного настроения, с 1970-х гг. в научной литературе все чаще стало использоваться понятие «социальное настроение». Большой вклад в институционализацию данного понятия внес Б.Ф. Поршнев, сделавший вывод о том, что «социальное настроение – это эмоциональные состояния, связанные с осуществлением или неосуществимостью, с разными фазами борьбы за осуществление тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов. Социальное настроение – это эмоциональное отношение к тем, кто стоит на пути, кто мешает, – или, напротив, кто помогает воплощению желаемого в жизнь». Также Б.Ф. Поршнев рассматривает социальное настроение в плане позитивной или негативной направленности, отмечает, что настроение поддается воздействию через убеждения и пропаганду.

Социальные психологи Г.М. Андреева и Б.Д. Парыгин обратили внимание на тот факт, что ученые, рассматривающие обстоятельства, влияющие на настроение, недооценивают его социальную подоплеку, которая в значительной степени определяет психологическое состояние человека. «Всякое настроение, будь то настроение группы или индивида, социально, … имея в виду, что всякое настроение отражает не только личные переживания человека, но и его отношения с окружающей социальной средой». По мнению, Б.Д. Парыгина, настроение – исключительно сложное, многогранное и вместе с тем очень значимое социально-психологическое образование. В узком смысле под настроением принято понимать относительно устойчивое и слабо выраженное или угасающее чувство. Ученый считает, что «понятие «настроение» следует употреблять в более широком смысле для обозначения как эмоционального состояния, так и общего настроя, направленности, ориентации всех проявлений психики индивида или социальной группы». Групповое настроение сохраняет в себе общие свойства настроения – эмоциональный характер, импульсивность, динамичность, но оказывается в гораздо большей степени социально обусловленным. На настроение индивидов влияют: жилищно-бытовые условия и система обслуживания населения, моральное настроение в семье, индустриализация городского быта и т.д.

По мере изучения феномена социального настроения процесс углубления знания об этом явлении продолжался. Уже в 70–80-е гг. ученые не ограничивались только анализом общественного настроения применительно к конкретной ситуации, а распространили его на все виды деятельности. Это была уже не только социально-психологическая, но и социологическая трактовка социального настроения.

Среди современных исследователей, которые занимаются изучением социального настроения, можно назвать Ж.Т. Тощенко. Он утверждает, что понятие социального настроения все более трактуется не просто в качестве момента сознания и поведения, а как доминирующий фактор, обращение к которому в известной мере становится центральным, решающим при объяснении кардинальных сдвигов в общественной жизни. По мнению Ж.Т. Тощенко, люди, которые характеризуют или описывают свое настроение по отношению ко всему, что происходит в обществе, не осознавая, или осознавая частично всю совокупность происходящих вокруг них процессов, аккумулируют в своем сознании десятки элементов восприятия и суждения о самых разнообразных явлениях и выносят для себя окончательного суждение о процессах, происходящих в обществе. Ж.Т. Тощенко делает вывод, что социальное настроение объективно выступает определяющим, интегрирующим показателем уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества. Оно является важнейшей характеристикой общественного сознания, его доминантной определенностью. По мнению ученого, «социальное настроение – целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых в процессе практической деятельности».

Таким образом, социальное настроение – это отношение ко всему, что происходит в обществе. Оно является важной, если не определяющей характеристикой общественного сознания. Социальное настроение является, прежде всего, продуктом духовно-практического освоения мира. Оно складывается под воздействием всей информации, которая поступает к индивиду и отражает действительность, реальность, исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Поэтому в зависимости от характера, пола, возраста и жизненного опыта людей наиболее значимой может оказаться совершенно различная информация. Социальное настроение, следовательно, проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности. Роль социального настроения состоит в том, что оно способно выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп. Это, в свою очередь, зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупность политических, экономических, социальных и духовных процессов, от структуры психики личности, темперамента, ценностей и убеждений индивида, а также от отношений между людьми. Социальное настроение, как важнейшее проявление общественного сознания, способствует регулированию как отдельных поступков, действий людей, так и функционирования социальных групп, общественных институтов.