Смекни!
smekni.com

Позитивизм как парадигма социологии XIX века (стр. 2 из 6)

По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально-философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни.

Основной единицей общества Огюст Конт считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений.[4] В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.).

В существующей иерархии отношений, складывающихся в государстве, он видит не только естественное, но и необходимое явление. Как и его предшественники, О. Конт изучает реальную социальную структуру общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса: "спекулятивный" класс, в который включены представители науки, философии и эстетики; "практический" класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих.

Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе. Принадлежность к тому или иному классу, согласно О. Конту, основана на "естественном порядке вещей". Поэтому часть людей "по природе" должна управлять, другая часть — подчиняться.

Вторая часть социологии — "социальная динамика" должна быть, по мнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества, изучающей причины и закономерности социальных перемой, потому что историческое развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым мощным фактором, определяющим прогресс, являлся человеческий разум.

С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития: военную, соответствующую теологической стадии развития ума, переходную, соответствующую метафизической стадии, и, наконец, научно-промышленную, соответствующую стадии позитивной, которую он считал завершающей, замыкающей собой все общественное развитие.

Общественное развитие О. Конт, как и многие его предшественники, связывает с моралью, а потому "моральное возрождение" считает "основой всякого дальнейшего прогресса человечества и по существу более важным, чем экономическое и политическое развитие общества". Он выводит необходимость культа "Великого существа", под которым подразумевает человеческий род. Социальный идеал Конта — это гармония и согласие между членами общества. Он был противником революционных преобразований, в том числе и социалистических, за что подвергался резкой критике со стороны марксистов: П. Лафарга, Ф. Энгельса, К. Маркса.

Позитивизм Конта, порывающего со старой метафизической философией прошлого, был, несомненно, прогрессивным явлением, дал жизнь новому научному направлению — социологии, новому научному знанию — социальному.

Обратив внимание на социальную жизнь общества как самостоятельный феномен, Конт одним из первых поставил вопрос о необходимости ее систематического изучения. Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое "положительное" знание должно быть свободно от всяких "домыслов" и опираться на естествознание, которое он считал само по себе философией.

Одним из основных постулатов Конта была взаимосвязь социальных элементов, частей или подразделений общества.Хотя он и не утверждал, что эта взаимосвязь является ключом к созданию общества, по сути дела этим он заложил понятие предмета социологии как науки о взаимодействиях, взаимосвязях социальных элементов общества: людей, групп, общностей и др.

Таким образом, по моему мнению, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации — социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.

С появлением работ О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире. Таким образом мы выяснили, что мысль о том, что политика должна стать такой же положительной наукой, как физика, принадлежала Сен-Симону. У него же встречались попытки провести аналогию между жизнью природы и общества. Все это было лишь предчувствием необходимости создать социальную науку, которая служила бы фундаментом политики. Эти идеи Сен-Симона и использовал Конт. Из-под его пера выходит сначала определение общественной науки как «социальной физики», а затем как «социологии». Последний термин, составленный из корней латинского и греческого языков, сначала был встречен весьма скептически. Но система Конта удовлетворяла потребностям либеральной буржуазии, и, по мере того как распространялись его взгляды, прививался и этот термин.

Конт заимствовал у Сен-Симона и другую мысль. Великий утопист считал, что социальная наука должна иметь в виду будущее общество. Но Конт отрекся от всех социалистических идей Сен-Симона, он предпочитает говорить о будущем человечества, понимая под будущим объединение всех людей в едином обществе под руководством «позитивных социологов». Это общество отнюдь не будет основано на социалистических принципах. Позитивная социология введет твердые нравственные нормы в отношениях между рабочими и предпринимателями, выдвинет представителей промышленников к кормилу общественного корабля, во главе этих представителей будут стоять банкиры на том «философском» основании, что они отправляют наиболее общие, абстрактные функции. Политической организацией общества будет республика. Все это, по Конту, будет означать полную зрелость человечества и его господство над силами природы.

Хотя Конт и называл свою социологию «социальной физикой»",[5] он считал, "что общество —это социальный или коллективный организм, который представляет собой как бы продолжено развития животных организмов. Конт не может вскрыть основу общественной связи людей, он говорит о «взаимодействии», но не идет дальше плоских аналогий о воздействии отдельных частей организма друг от друга. Нормальное состояние всех частей социального организма — гармония. Основная единица, клетка этого организма — семья, которая стоит как бы на грани между биологическим и социальным.

Задерживающими или ускоряющими факторами прогресса являются природные условия, в которых живет общество, а также рост населения, развитие разделения труда и кооперации. Однако, направление со-циальному изменению дает человеческий дух; идейное и социальное развитие человечества, по утверждению Конта, совпадают. От духа исходят импульсы для развития индустрии, политики, всех сфер социальной жизни. Здесь наиболее ярко проявляется идеализм Конта. Духовная власть идей составляет основу социального порядка, гармонии и движения всех элементов общества. Сама «механика» социального изменения, по Конту, такова: сначала изменению подлежат мнения, затем нравы и, наконец, общественные институты.

Когда Конт пытается указать какие-нибудь закономерности для деятельности духа, боясь, чтобы все наукообразное здание социологии не было опрокинуто признанием безграничного произвола духа, его доводы особенно беспомощны. Для того чтобы ограничить произвол духа, он призывает на помощь закон инерции, закон равенства действия и противодействия, принцип связи движения и равновесия. Грубый идеализм здесь сочетается со столь же грубым механицизмом, законы механики регулируют деятельность духа.

Мир развивается, говорит Конт, от простого к сложному. Органическая дифференциация социальных функций и их координация—таковы два «закона», управляющие всем общественным развитием. Поверхностная связь явлений, их внешнее описание без проникновения в сущность исторического процесса, идеализм и мистика, сопутствующие механицизму и метафизике в оценке социальных явлений, — так фактически выглядит социология Конта. 0н вводит разграничение между социальной статикой и социальной динамикой, употребляя понятия физики вместо понятии биологии. Социальная статика — рассмотрение постоянно действующих факторов, устоев общественной жизни, таких, как нравы, идеи, учреждения. Социальная динамика в теории Конта отнюдь не вскрывает движущих сил общественного развития. Это лишь попытка с помощью абстракций описать и оценить ход развития общества. Общее направление этого развития — гармония, такое состояние, когда все силы общества и все его члены являются составными частями единого «социальногояцелого». По Конту, эпохи социального развития человечества определяются развитием мировоззрения, но речь идет уже не о бунтующем разуме французских просветителей XVIII в., который вечно вел людей вперед, а о разуме, усмиренном, скованном метафизикой и агностицизмом.