Смекни!
smekni.com

Русская социология 2 (стр. 3 из 9)

Сергей Михайлович Соловьев - историк, представитель географического направления. Основной труд: "Чтения и рассказы по истории России". Соловьев задавался вопросом "Почему русские не улыбаются?" Считал, что в этом виноваты географические условия России:

1. Равнины, т.е. Россия не имеет естественных границ, таким образом, Россия всегда была доступна вражеским нападениям, следовательно, она должна вести оборонительную войну. Главное – отстоять свободу жителей, их кров и очаг.

2. Россия обладает огромной территорией. На начало 16 века на территории Российского государства жило всего 10 млн. жителей, т.е. население небольшое, а армия необходима большая. Практически необходимым было создать военное государство, хотя по духу мы не были завоевателями. Цель армии – защита независимости и свободы народы.

3. Более 300 лет русские жили под гнётом крепостного права.

Тема 5. Русская этико-субъективная школа.

Основными представителями данного направления, особенно известного на Западе, являются П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Субъективная школа формировалась в конце 60-70-х годов 19 века. Это время процветания народничества. Народники пытались дойти до сознания человека и пробудить сознание народа в целом. Выделяют следующие признаки субъективной школы:

1. Основой, субъектом социальной реальности рассматривалась личность. Чтобы понять социальную реальность, необходимо познать личность.

2. Методом изучения социального атома (личности) являлся субъективный метод, который состоит в том, чтобы наблюдатель поставил себя в положение наблюдаемого и постигал, таким образом, его внутренний мир методом сопереживания (эмпатии). Естественнонаучные методы приемлемы при изучении стихийных, материальных явлений (природы), а в обществоведении, в силу специфики изучаемых явлений, человека, наличия в нем сознательного элемента, требуются другие приемы и методы. Без интроспекции, сопереживания, субъективного подключения к внутреннему миру личности нельзя понять чувства, идеи, ценности, являющиеся важнейшей составной частью социального мира.

3. Чтобы избежать субъективности в оценке внутреннего мира личности, социолог должен постоянно оценивать общественные и социальные факты с точки зрения идеалов общественного прогресса.

Субъективный мир личности социально обусловлен; человек оценивает окружающий мир через призму групповых и общественных интересов и, прежде всего, через свою первичную групповую принадлежность (семья, община). Человек не создает мир, а мир уже обусловил его внутренний мир (сходство с Дюркгеймом). Таким образом, субъективная школа относится к разряду позитивистских (структурный функционализм). В рамках субъективной школы были разработаны следующие теории:

· Теория прогресса и факторов общественного развития;

· Теория о роли личности в истории (особенно о роли интеллигенции);

· Теория о взаимоотношениях героя, личности и толпы.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900 годы) - философ, историк, революционер-народник. Родился в семье предводителя Псковского дворянства. Окончил в Петербурге артиллерийское училище в 1842 году. Получил блестящее математическое образование, преподавал в течение 18 лет математику в военных училищах. Был подполковником Российской армии и профессором академии. Социологией начал увлекаться в 60-е годы 19 века. Был участником террористической подпольной организации "Земля и воля", в 1866 году выслан Вологодскую губернию, в 70-м году сбежал из ссылки в Париж, где и окончил свой жизненный путь. В Париже возглавил народническую эмиграцию. Все его работы были запрещены. Основные труды: «Что такое прогресс» (1869 г.), «Исторические письма» (1870 г.), «О методе социологии» (1874 г.).

Лавров первым выступил против натурализма в социологии, применив метод социологической психологии для проникновения во внутренний мир личности. По Лаврову предметом социологии является личность: «Ни одна социальная схема не работает без человека».

Лавров основал новые отрасли знания: валеологию – науку о жизни и здоровье человека; социальную антропологию, выразившуюся в трудах "Что такое жизнь?", "До человека", "Где начало общества?", "Цивилизация и дикие племена". Основная проблема, рассматриваемая Лавровым, это проблема прогресса. Ему хотелось поднять Россию на новую, более высокую ступень развития. Эту проблему он рассматривает через следующие понятия:

1. Цивилизация (культура) – это по Лаврову сознательное историческое движение, которое осуществляется критической мыслью и ее носителями – передовой интеллигенцией.

2. Социальная структура цивилизации. Цивилизация состоит из:

· Деятелей. Это элитарное меньшинство, и взгляды наиболее соответствуют общественным задачам своего времени. Это единственные представители цивилизации. К ним относится критически мыслящая интеллигенция, которая определяет нравственные ориентиры общества, к которым следует двигаться всему обществу. Нравственный долг "деятелей" - служение обществу. Эта самая малая группа.

· Участников. Это простые ученики, имитаторы деятелей, но они обязательно нужны деятелям. Это сравнительно небольшая группа.

· Присутствующих. Это лица, потребляющие блага цивилизации, но не участвующие в их обновлении и общественном движении. Довольно большая группа.

· Пасынков цивилизации (истории). Они целиком поглощены борьбой за существование и удовлетворение элементарных потребностей. Это "плата за прогресс", т.к. они не способны критически мыслить, не понимают действительности, но благодаря их труду создаются условия для небольшой элитной группы, не обремененной заботами о хлебе насущном и способных критически мыслить (крестьяне того времени).

· Дикарей культуры. Их основная забота – гастрономические радости, азартные игры, погоня за наслаждениями.

Что же все-таки движет прогресс? Прогресс движет мысль, критический разум, но не он сам, а его носители – интеллигенция. Таким образом, главной движущей силой истории является критически мыслящая интеллигенция. Задача личности – понять общественные интересы и суметь их выразить.

Лавров в теории прогресса похож на Конта, но по Лаврову прогресс не обезличен – это основное отличие. Прогресс имеет конкретного носителя. Именно личность является субъектом социального развития. "История - это борьба образованного меньшинства за прогресс, а целью прогресса выступает гармонично развитая личность". (Критерий прогресса по Марксу – производительные силы).

Николай Константинович Михайловский (1842-1904 годы) был чрезвычайно популярен в публицистических кругах и в народе. Выходец из богатой семьи, много писал о народе, о бедных людях, об их жизни. Учился в Горном университете, но был исключен за участие в политических волнениях. Уехал за границу, где познакомился с Марксом, но считал, что его учение для России не приемлемым. С 1891 года являлся редактором журнала "Русское богатство".

В 1869 году создает свою социологическую теорию на основе субъективного метода. Популярен среди русской молодежи 70-80-х годов. Разработал следующие концепции: теория о разделении труда; теория борьбы за индивидуальность; теория коллективного подражания.

И Лавров, и Михайловский считали, что социология слишком оторвалась от конкретного простого человека, и они сконцентрировались на понимании этого простого человека, на понимании отдельной личности. Сегодня этот подход очень популярен на Западе, он называется этико-субъективным подходом.

1869 год. Михайловский пишет работу "Что такое прогресс?". Это своего рода теоретический манифест разночинной интеллигенции, здесь Михайловским была разработана "формула прогресса": "Разрыв между умственным и физическим трудом приспосабливает человека к одностороннему выполнению некой частичной функции, таким образом, обособляются касты, сословия, классы, партии и другие социальные группы, проникаясь все более глубоким антагонизмом. Антагонизм заполняет всю человеческую историю, в противовес антагонизму кооперация укрепляет солидарность". История человечества основана на антагонистическом разделении труда, т.к. сословия заняты различным трудом. Это необходимо преодолеть путем солидарности, кооперации. Михайловский говорил о двух видах разделения труда:

1. Огранистический (физиологический) вид разделения умственного и физического труда между различными органами индивида.

2. Общественный вид разделения труда на материальное и духовное производство, что порождает сословно-классовое деление общества (не способствует прогрессу).

Как преодолеть общественное разделение труда? С помощью кооперации, солидарности, ликвидации сословно-классовых различий.

Теория борьбы за индивидуальность (теория личности).

Критерием прогресса Михайловский считал трудовое сотрудничество, кооперацию, но такое возможно лишь в общине, а для этого необходимо вернуться в прошлое, т.к. именно там был прогресс истинная кооперация. Цель прогресса – развитие человеческой индивидуальности, осуществление принципа самореализации личности. Пока существует разделение труда, личность не является свободной (статья «Теория Дарвина и общественные науки»). "Наиболее совершенно то общество, которое гарантирует раскрытие индивидуальности. Не конкуренция, а солидарность способствует развитию, раскрытию личности. Индивид не должен тратить свою экзистенцию на борьбу за существование, а должен тратить её на укрепление общества, следовательно, общество должно служить своим индивидам, и борьба за индивидуальность – это смысл прогресса". Суть прогресса по Михайловскому состоит в развитии индивидуальности через солидарность. Субъектом истории, прогресса выступает личность. Михайловский рассматривает личность на 3-х уровнях: