Смекни!
smekni.com

Русская социология 2 (стр. 6 из 9)

Человеческий прогресс - это постоянный рост солидарности между классами, группами и народами. Сначала человеческий прогресс проявляется на уровне семьи, затем согласие и теплые отношения взаимопомощи распространяются на общину (этому соответствует определенный уровень сознания сознание родового единства), затем на весь этнос (развивается сознание патриотизма), в будущем солидарность должна распространиться на все человечество (сознание космополитизма). Человечество будет развиваться без войн и конфликтов. Цель прогресса: раскрепощение личности, освобождение общества в направлении либерализации. Идеал прогресса: свободно творящий индивид, сознающий социальную ответственность за результаты своих действий.

Генетическая социология.

Работы: "Этнография и социология", "Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом". Впервые термин "этносоциология" введен в 60-х годах 20 века Гарфинкелем, но разработал его Ковалевский. Смысл этносоциологии: "изучая первобытные родовые структуры человеческого общества, мы связываем историю с доисторией, получаем целостную картину человечества, присутствуем при самом возникновении общества, следим за ним с самого грубого животного периода и видим, как оно мало-помалу дифференцируется и самосовершенствуется. Этносоциология занимается происхождением общественной жизни, первобытных форм существования людей в виде родовой и общинной культуры".

Тема 8. Марксистское направление в русской социологии.

Сущность марксизма.

В социологии марксизм рассматривался с различных точек зрения. На Западе к Марксу всегда относились с уважением, хотя Маркс пришел к кардинальному выводу – падению капитализма. Основные труды Маркса: "Капитал", "Манифест коммунистической партии".

Теория прогресса: формационное развитие общества (5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая): линейный поступательный прогресс; источник прогресса - способ производства; материалистическое понимание истории.

Способ производства - это противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Одна из этих сторон постоянно развивается - это производительные силы. Производительные силы - это человек (рабочие), орудия труда, средства труда, предмет труда (объекты природы). Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства по поводу производства, его организации, распределения. Принципы распределения Маркса в капиталистическом способе производства: распределение происходит на основе прибавочной стоимости при сохранении частной собственности, а средства труда принадлежат капиталистам. Отношения носят антагонистический, противоречивый, конфликтный характер. Конфликт должен разрешиться революцией. Маркс – первый революционер (до него все были эволюционистами).

Прибавочная стоимость – основа действия капитализма. Движущая сила прогресса – рабочий класс (в результате классовой борьбы). История начинается с коммунистического общества, до него была лишь предыстория. В коммунистическом обществе будут действовать следующие законы:

1. закон - закон возрастания свободного времени: "Чем больше свободного времени в обществе, тем общество более богато, тем более развит человек".

2. закон - закон возрастания духовных потребностей.

Структура общества и социальные отношения в обществе.

Общество состоит из двух частей: базиса и надстройки. Базис – это экономика, главный элемент которой – собственность на предметы производства, средства производства. Собственники определяют политику. Надстройка включает в себя: 1 – классы (буржуазия и пролетариат), главный классообразующий признак – это отношение к собственности; 2 – политика – в руках господствующего класса; 3 – духовная сфера (культура), которая также находится в руках правящего класса.

Учение о личности Маркса.

Личность по Марксу – это совокупность социальных отношений, социальных ролей. Личность имеет двуединую природу: социальную + биологическую. Личность, как и у Дюркгейма, это продукт общества. Общество формирует личность. Но у Дюркгейма личность – это винтик общества, она полностью подчинена обществу, живет согласно ценностям общества, а у Маркса личность, кроме того, что является общественным продуктом, обладает творческим началом, она может сама влиять на исторический процесс, но творческие возможности личности ограничены социальной средой. Творческая личность влияет на общество через трудовую, общественную деятельность и духовное творчество.

Национально-этнические процессы в обществе в понимании Маркса

Нация возникла только при капитализме. Любой народ проходит в своем развитии эволюцию: Род > Племя > Община > Народность > Нация. Народность включает в себя язык, культуру, общую территорию, менталитет психический склад. Только при капитализме народность становится нацией. Нация включает в себя все 4 признака народности и 5-й признак – это сплоченность, общность экономической жизни. При капитализме появляется то, чего не было при феодализме – внутренний рынок, формирующийся на основе товарно-денежного обмена и разделения труда. Именно капитализм цементирует нацию с помощью товарно-денежных отношений, внутреннего рынка, где все друг от друга зависят. Национальный признак подчинен социальному, у Маркса нет признака государственности. Социальные отношения – это интересы классов, которые продиктованы экономическими и политическими интересами.

Со стороны царизма наблюдалось положительное отношение к "Капиталу" Маркса – это антипод народничеству и терроризму. В середине 90-х годов 19 века марксизм стал распространяться в рабочей среде. Интеллигенция отвернулась от марксизма. Академическая социология (Ковалевский, Де Роберти, Кареев) критиковала "Капитал":

1. за призыв к насилию, революции, диктатуру пролетариата;

2. сводила сущность марксизма к историческому материализму;

3. отрицали аналитические заслуги марксизма.

"Легальный" марксизм.

Приняли марксизм односторонне в той лишь части, где утверждалось прогрессивное значение капитализма по сравнению с феодализмом и неизбежность его прихода на смену абсолютной монархии и феодальному строю. Наиболее яркие представители: Г. Струве, С. Булгаков, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев. Суть учения:

1. Против народничества и той его части, которая проповедовала общинный путь развития России, отрицала развитие капитализма в России;

2. Выступали за необходимость капиталистического пути развития России, тем самым представляя интересы русской буржуазии;

3. Идеализировали капитализм, абсолютизировали его прогрессивную сторону и отрицали его антагонистические противоречия. Стремились скрыть все пороки капитализма;

4. Отрицали классовую борьбу в обществе, выступали против социалистической революции и диктатуры пролетариата;

5. Капитализм в России возможен только путем реформ.

Ортодоксальный марксизм.

Г. В. Плеханов (Бельтов) (1856-1918 годы) – выходец из мелкопоместного дворянства Тамбовской губернии. Мать – родственница Белинского. В 1873 году окончил военную гимназию, поступил в юнкерское училище, а затем в Горный институт. В 1876 году активно включился в революционную деятельность народников, состоял в организации "Черный передел". Самостоятельно учил мировую литературу. Дважды подвергался аресту. В 1880 году уехал за границу. Лично знаком с Марксом и Энгельсом. Отказался от народничества, перешел на позицию марксизма. В 1883 году в Женеве создал первую марксистскую организацию "Освобождение труда". В 1917 году вернулся в Россию. "Ортодокс" - это правильный, верный. По Плеханову Россия не готова к социалистической революции, если следовать логике Маркса, т.к. для этого в России должна:

· Пройти стадию развития капитализма;

· Рабочий класс должен составлять большинство населения;

· Соответствующий уровень культурного развития России.

В России этих признаков не было. Рабочий класс составлял 10 % населения. Россия – страна крестьянская (80 % населения), нет капитализма, народ в своей массе безграмотен. По Плеханову революция не может быть насильственной, не может быть привнесена извне. Она должна быть естественной, т.е. произрастать из внутренних условий развития общества. Для революции в России необходимы были два условия:

1. Соответствующий уровень развития производительных сил (капитализм);

2. Соответствующий уровень сознательности масс (культура).

Теория личности. По этой проблеме Плеханов написал статью "К вопросу о роли личности в истории". Она была ответом на статью Михайловского "Герой и толпа", в которой герою придавалась активная роль, а толпе – пассивная. В отличие от Михайловского и его субъективной социологии, Плеханов не придает личности значения главной движущей силы истории.Личность лишь элемент общественно-исторического процесса. Она начинает проявлять активность лишь тогда и поскольку ей позволяют общественные отношения. Есть объективные процессы, которые личность не в силах изменить: общее направление исторического движения, существующие экономические отношения, если они находятся в соответствии с состоянием производительных сил. Личность может оказать влияние лишь на отдельные частные процессы.

Почему в истории человечества были просто герои? Крупные личности выдвигаются и поддерживаются общественной силой. На определенном этапе развития общества возникают условия, которые способствуют проявлению свойств личности, отвечающих данному состоянию общества. "Герой – это личность, которая не изменяет ход вещей, а выражает его свободно и сознательно в своей деятельности, и в этом все его значение – выразить волю общественного процесса".

Закономерность: "Уникальные черты личностей, которые в силу объективных обстоятельств оказываются выдвинутыми в центр исторических событий, определяют конкретное лицо этих событий". (Сталин). Такие личности формируют вкусы и настроения в обществе, систему ценностей и приоритетов общественной жизни, не меняя в целом объективный ход истории (в отличие от Михайловского и Лаврова: прогресс развивается благодаря критически мыслящей личности).