Смекни!
smekni.com

Социология как наука 4 (стр. 3 из 8)

Когда малыш немного подрос, мама с папой определили его в детский сад. Первое время ребенок проходил адаптацию в новом для него обществе. Немного освоившись, он приобрел друзей – первые в своей жизни социальные связи.

Следующим этапом социализации ребенка стала школа. Здесь он получил новый статус – школьник. Вместе со статусом появилась и новая социальная роль.

Окончив школу, молодой человек поступил в институт. С выбором профессии ему помогли определиться родители. Учился парень с удовольствием, и поэтому показывал хорошие результаты. Свой досуг проводил, как и основная масса молодежи: дискотеки, походы в кино, выезды на природу с друзьями. Юноша так же был членом нескольких неформальных организаций. Вобщем, вел активный образ жизни, был разносторонней личностью и пользовался определенным авторитетом среди друзей и знакомых.

Родители гордились своим сыном.

4. Анализ теорий 2-х социологов. Огюст Конт.

Огюст Конт (1798-1857) - родоначальник социологии, французский мыслитель. Ему принадлежит целый ряд работ. Не­которые из них были изданы на русском языке но, к сожалению, толь­ко в дореволюционное время (впрочем, это характерно для значитель­ной части трудов западных социологов XIX - начала ХХ в.).

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпириче­ски и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстракт­ных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно ре­шать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее соци­альной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.

Аналогия, а временами и отождествление, социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, со­циальная динамика - как развитие и переход от одного состояния со­циальной мысли и общества к другому.

Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально со­здаваемых условий. Третий из широко используемых им методов - сравнительный - состоял в сопоставлении жизни различных на­родов. Рассуждения о методах социологии - один из наиболее раци­ональных аспектов системы Конта.

Существенное значение для социологии как новой науки имел тезис Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматривае­мых положений. При ее осуществлении следует руководствоваться тре­мя основными принципами: эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм, - писал Конт, - означает, что eдинст­венным источником истинной науки о мире является опыт. Позити­визм - …что предметом ее являются только факты... Физикализм – …что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физи­ка, и что к ним можно и нужно сводить все научное знание».

По мнению Конта, подлинно социологическими можно считать лишь те знания и исследования, которые основываются на образцах естественных наук.

Работы Конта имели большое значение для последующего развития социологии. Не случайно современные западные социологи (на­пример, А.Босков, США) называют его «отцом социологии»: он дал ей имя и программу. В работах Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли (концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсона и др.). Об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.

Чарльз Хортон Кули

Чарльз Хортон Кули (1864 - 1929) - представитель первого поколения американских социологов. В основе его социологической теории лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов.

Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию "зеркального Я", в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Кули также ввел понятие малых, первичных групп (семья, группа ровней, соседство, местные общины) и вторичных общественных институтов.

Основные постулаты и метод теории "зеркального Я".

Теория Ч. Кули "зеркального Я" основывается на следующих трех постулатах: 1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенными другими; 2) люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других; 3) люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.

Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы.

В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества. Ребенок, который считается "сорванцом", так и будет себя идентифицировать и, весьма вероятно, станет правонарушителем. Если с мальчиком обращаются так, что восхищаются его мужеством и успехами, то его самоидентификация будет происходить под влиянием направленных извне ожиданий тщеславия, честолюбия. В его сознании сформируется устойчивый образ самого себя, с которым он будет жить. Преданность этому образу становится источником силы, что так или иначе проявится в соответствующем поведении.

В обыденной жизни "зеркальное Я" проявляется повсеместно. Студенты учатся лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и самоотвержение, когда офицер одобряет их действия. Жена - более внимательной и заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей хозяйке.

Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию. Героиня чеховской повести "Душечка" - классический тому пример: она была желанным и любимым человеком именно потому, что разделяла чаяния своих мужей. Если кто-то показывает, что хорошо информирован в вопросах охоты или рыбалки, то в присутствии заинтересованных слушателей он напускает на себя вид "спеца" этого дела. Женщина, считающая себя красавицей, стремится общаться с теми, кто разделяет её самоидентификацию. И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их самоидентификацию. Вряд ли кто захочет демонстрировать свой ум и юмор в компании богословов. Социолог делает вывод, что каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям.

Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.

Современные изменения в самоидентификациях россиян.

Теория "зеркального Я" позволяет заинтересованному наблюдателю "заглянуть за" оборотную сторону процесса формирования самоидентификаций россиян в условиях современных реформ. Наши самопредставления складываются в значительной степени под влиянием ожиданий извне. Партийный босс может иметь таковую самоидентификацию лишь в том сообществе, которое готово считать его лидером. "Мисс русская красавица" тоже считается "единственной и неповторимой" лишь среди тех, кто соглашается разделять данное мнение. Когда же индивиды лишаются признания со стороны общественных структур, то их самоидентификация обычно быстро разрушается. Так, многие партийные функционеры советского периода отчаянно пытались сохранить свою самоидентификацию как "отцов нации, спасителей отечества, выдающихся руководителей" и т.д., но если в окружении значимых других выкристаллизовывались иные представления о них, то поддерживать прежнее видение себя как ответственного, достойного политического лидера оказалось невозможным, и многие ушли из общественной жизни. Но извне возникли новые типичные ожидания - в условиях становления рыночных отношений были востребованы прежние связи партийных функционеров. И что же? Всматриваясь в зеркало новых социальных реалий, прежние партийные боссы стали думать о себе и действовать так, как полагается это делать "новым русским", занятым предпринимательством. В обоих случаях самоидентификацию индивиды получали от общества, их социальные действия были адекватны специфическим социальным ситуациям, зеркальным отражением ожиданий значимых других.