Смекни!
smekni.com

Молодежные субкультуры - причины формирования и основания для типологии (стр. 5 из 6)

На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений, и принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других. Так, футбольный фанат может одновременно быть и музыкальным фанатом, и сатанистом, и рокером, и национал-большевиком. Это возможно потому, что у молодежи есть нечто общее, объединяющее ее, но не возраст.

Тем, что объединяет молодых людей и отличает их от взрослых, выступает возможность «тусоваться». Как считает М. Соколов, «тусовка — это ситуация взаимодействия, правила поведения в ней, и группа тех, кто в данный момент играет по этим правилам. Тусовка — это сцена, на которой, как в театре, в нужных костюмах исполняют нужные роли. Она локализована в пространстве и времени - как в физическом, так и в социальном. За ее пределами разворачиваются другие драмы, и ни один актер не проводит всю жизнь на одних подмостках».[21]

В молодежных субкультурах вовсе не обязательно разделять то или иное мировоззрение — здесь молодые люди должны разделять (но обязательно) внешние формы поведения и символику. Именно поэтому большинство молодежных субкультур «не располагают развернутыми текстами, передающими общее мировоззрение их участников, зато они все разъясняют новичкам, как им себя вести и как им себя чувствовать»[22].

2.2. Множественность имеющихся типологий молодежной субкультуры

Еще великий астроном Галилей говорил, что исследователи должны не только собирать факты, но и систематизировать, типологизировать их. Данное положение одним из первых реализовал немецкий социолог Макс Вебер, создатель типологии по методу идеального типа, который мысленно утрировал, гиперболизировал элементы действительности, благодаря чему получал возможность конструировать некие чистые формы, создавая тем самым структурированный теоретический мысленный мир. Это позволило продвигаться от частного к общему, от практического — к теоретическому.

Целостный феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений. Различия этих форм и явлений, а также изучение конкретных эмпирических форм позволили провести типологизацию молодежных субкультур по различным основаниям.

Типологизировать молодежные субкультуры начали в 70-х годах XX столетия, когда рассматриваемый феномен, миновав стадию синкретизма, рассыпался на множество различных форм - эти формы были своеобразной «групповой индивидуальностью» молодых людей, объединявшихся в субкультуры.

Существует целый ряд типологий молодежной субкультуры, которые дополняют одна другую, но не являются исчерпывающими.

Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество неформальных молодежных объединений, или групп, которые согласно. С. С. Фролову[23] могут быть в общем виде типологизированы следующим образом.

По принадлежности:

· ингруппы, то есть такие, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность, и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы».

· аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

По взаимоотношениям:

· первичные, то есть такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга, прежде всего, как личности. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;

· вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.

По степени общения:

· малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым;

· большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.

Различия между малыми и большими группами заключаются не столько в размерах, сколько в социально-психологических характеристиках. Так, если для малых групп не характерно ориентирование на групповые цели и действия, то большим группам, наоборот, присущи рациональные целеориентированные действия. В малых группах роль постоянно действующего фактора социального контроля играет групповое мнение, в больших — контроль осуществляется сверху вниз, а групповое мнение редко используется. Малые группы конформны к групповым нормам, большие - к политике, проводимой активной частью группы.

Поскольку молодежная субкультура — феномен многогранный и развивающийся, данные типологии отнюдь не исчерпывающие. Поэтому необходимо обратиться к ряду других типологий.

Согласно Н. Фрадкину[24] молодежные субкультуры типологизируются следующим образом:

· просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

· группы принадлежности и референтные;

· большие и малые;

· постоянные и случайные;

· с демократическим и авторитарным подчинением;

· разновозрастные и одновозрастные;

· однополые и разнополые и т. д.

А. В. Толстых[25] типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности групп:

· общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов; они не агрессивны;

· радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения;

· эколого-этические группы (например, «зеленые»);

· группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);

· нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты, буддисты, культовые группы);

· группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

Более удачны типологии С. Сергеева[26] и А. Тарасова.

Так, Сергеев предложил следующую типологию молодежной субкультуры:

· романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры); рис.1

· гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, рэпперы);

· криминальные («гопники», люберы);

· анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными. Рис.2

А. Тарасов, создавший типологию молодежной субкультуры, которая отражает обстановку в России в начале XXI века, считает, что есть несколько практически не пересекающихся «молодежных миров»:

· «золотая молодежь» в столицах;

· наркоманская субкультура;

· уголовная среда;

· «голубая» тусовка;

· неофашисты и скинхеды (рис.3);

· «нацболы» (национал-большевики);

· футбольные фанаты;

· «попсовики»;

· «старая контркультура»;

· сатанисты (рис.4);

· «новая контркультура»;

Приведенные типологии обладают различной степенью общности. Но типы, выделяемые в указанных концепциях, служат как бы ступеньками, отделяющими общее от конкретного, и наоборот.

Однако, в связи со сказанным, актуальными остаются следующие вопросы: 1. до какой степени члены одной молодежной субкультуры разделяют одно, общее для данной субкультуры мировоззрение?; 2. почему в молодежных субкультурах «форма» превалирует над «содержанием»?

Ответы на этот и другие вопросы требуют дополнительных исследований.

Заключение

Подводя итог можно утверждать, что молодежная субкультура - не отклонение от нормы, не вариант девиантного поведения, а один из частных случаев вариантов нормы, характерной для индустриально развитых и постиндустриальных обществ.

Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее:

· она представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то естьидентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать группы как непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (например, киберпанки);

· вхождение молодого человека в молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п.);

· значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:

—посредством нее молодые люди узнают «своих»;

—она отличает данных молодых людей и выделяет среди«чужих»;

—она работает на объединение и сплочение группы;

она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Появление феномена молодежной субкультуры по времени совпало с началом перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму, основными чертами которого выступают плюрализм, множественность, децентрация, неопределенность, фрагментарность, прерывность, изменчивость, отсутствие бинарных оппозиций, эклектизм. Эти черты характерны и для постмодернистского мировосприятия, и философии, и молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура служит своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в современном молодежной субкультуре обществе.

Целостный феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений. Различия этих форм и явлений, а также изучение конкретных эмпирических форм позволили провести типологизацию молодежных субкультур по различным основаниям. Наиболее часто используемым снованием для типологизации молодежных субкультур является экономический фактор. Речь идет о достатке семьи - низком или высоком, — «поставляющей» молодого человека в субкультуру. При подобном подразделении молодежных субкультур примечательно и то, что первые (то есть среднего и выше среднего достатка) оказываются разнополыми субкультурами, а вторые(то есть низкого достатка), как правило, однополыми — мужскими.