Смекни!
smekni.com

Социальная работа с подростками девиантного поведения (стр. 5 из 10)

Зоофилия (скотоложство, содомия) — половое влечение к живот­ным. У подростков и взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной сексуальной ориентацией могут вступать в поло­вые контакты с любыми домашними животными и даже птицей.

Гомосексуализм — сексуальное влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклон- ности могут формироваться у подростков и взрослых, кото­рые в силу жиз- ненных обстоятельств лишены возможности удовле­творять половые потреб- ности с лицами противоположного пола. Особенно часто гомосексуальные контакты вступают во время от­бывания наказания в местах лишения сво- боды, а также в период прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосек­суализм носит заместительный характер, а у взрослых может при­обретать черты стойкой половой ориентации.

6) Самоубийство,или суицид (лат. sui — себя, сае-dere — убивать)— сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство достижения чего-либо другого, кроме нее самой.[19]

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутст­вием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориен­тиры. Помимо общих причин этой формы девиантного поведения, есть и особые причины. Среди молодежи распространены следующие при­чины: потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собствен­ного достоинства; крайнее переутом- ление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголь- ного опьянения, употреб­ления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отожде­ствление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийст­во; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Глава 2. Социальный контроль и защита подростков

девиантного поведения

2.1. Роль социальных институтов вборьбе с подростковой девиацией

Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелатель- ными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и ста- бильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелатель­ные формы отклоняющегося поведения с целью их устра­нения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный кон­троль.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведе­ния значительную роль призваны играть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельность людей. Все они (экономические, политические, институ­ты в сфере культуры и др.) выполняют функции контроля за поведением лю­дей в различных сферах общественной жизни, в том числе касающихся от­клоняющегося поведения. Особая роль принадлежит семье, как институту первич­ной социализации, государству, как органу высшей влас­ти в обществе и, соответственно, его учреждениям, обще­ственному мнению, выражающему принятые нормы мо­рали.[20] Деятельность всех этих институтов самым не­посредственным образом сказывается на поведении людей, особенно моло­дого поколения. На самом деле, разве устойчиво сложившиеся моральные и правовые нормы (как вести себя, какова реакция общества на это поведение ответственность и безответственность за свое поведение, за поведение дру­гих и т.д.) не сказываются на взаимоотношениях между людьми, на разных слоях населения, в том числе на детях?

Различные социальные институты по-разному оказывают влияние на сознание и поведение людей. Одни из них (сложив­шиеся моральные нормы, наличные формы собственности и разделения тру­да и т.д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государст­во, общественные организации, школа и другие образовательные учрежде­ния) — более активно, т.е. решаю- щим образом призваны воздействовать) на сознание и поведение людей. Хотя, естественно, обе группы этих институтов трудно отделить друг от друга, они взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.

В последние годы в России проблеме отклоняющегося поведения уде­лялось определенное внимание. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Поэтому в последние годы особую роль начинали играть, социальные службы. Значительно выросло их количество. Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе по предотвраще­нию и смягчению девиантного поведения раз- личных групп населения, осо­бенно детей и подростков.

Так что значит — быть подростком? Отрочество — это период челове- ческой жизни, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится все старое и строится новое, когда все ставится под сомнение и, с другой стороны, во всем есть стопроцентная уверенность. Становясь взрослыми, мы с тоской вспоминаем романтические пе­реживания нашей юности и снисхо- дительно улыбаемся, замечая в детях когда-то присущий и нам максимализм и стремление все сделать по-своему. Но тогда, в четыр­надцать и семнадцать, все было по-настоящему. Мы считали предательство самым большим грехом, первую любовь единственной, а прыщи на лице вызывали мыс­ли о собст- венной никчемности. Быть подростком — это совсем не просто. Это период жизни, когда мы решаем очень многие важные вопросы, стоящие перед личностью — Я и моя жизнь, Я и другие люди, Я и мир вокруг меня. Под- росток должен разобраться со всеми этими отно­шениями, найти себя и свое место в жизни, ощутить свою способность жить. Массу трудностей он пре­одолевает на этом пути, часто оставаясь без поддержки со стороны близких. Способны ли мы понять подростка и помочь ему в борьбе за здоровое существо­вание? Как нам услышать его, и как достучаться до этого чуткого и одновременно жестокого к окружающим че­ловечка, полного стремления покорить этот мир? Каков он — пятнадцатилетний гражданин, как он понимает этот мир и нас с вами заодно?[21]

Не так-то просто ответить на все эти вопросы, а уж помочь разобраться с ними самому подростку — дело сложнейшее. Ещё сложнее, когда речь идет о подростках с девиантным поведением.

Поэтому наша целевая группа исследования — это подростки в воз- расте 13-18 лет, не нашедшие себя в предлагаемых обществом фор­мах само- реализации, поведение которых представляет социальную проблему: выра- женная школьная дезадап­тация, правонарушения, употребление алкоголя и нар­котиков, принадлежность к агрессивным экстремальным подростковым группировкам, бродяжничество.

Традиционно считается, что наиболее предпочтительной мерой исп- равления таких подростков является направление их в специализированные учебные заведения — интернаты закрытого типа и учреждения дневного пребывания.

Сами «трудные» подростки не обращаются за помощью к психологу или социальному педагогу и отказываются от предлагаемой помощи. Они, как правило, состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, подразделениях милиции, на­блюдаются в наркологических и психоневроло- гических дис­пансерах. Как правило, и се­мьи таких ребят находятся в крайне неблагоприятной экономической, психологи­ческой и социальной ситуации. Часто родители злоупотребляют алкоголем, сами ведут асоци­альный образ жизни. Такие семьи находятся в поле внимания органов опеки и попечи- тельства, а иногда серьезно стоит вопрос о ли­шении родителей родительских прав, но при этом никто не оказывает им квалифицированной социальной и психологической поддержки. И, так же, как и «трудные» подростки, «труд- ные» родители не обращаются сами за помощью и избегают контакта со специалистами.

«Трудного» подростка необходимо рассматривать как «нахо­дящегося в трудной жизненной ситуации» и нуждающе­гося в помощи, а различные отклонения его поведения — как симптомы системного явления социально-психо­логической дезадаптации. Поведение «социально-дезадаптированного» подростка, помимо негативного, несет в себе и позитивный смысл: он стре­мится реализовать свою свободу, найти возможности самореализации, зая- вить о себе в обществе, выразить себя.

Конечно, психологических центров и программ для подростков немало, но их ассортимент до­вольно однообразен — психологические консультации, тренинги для подростков, психотерапия и, для полно­ты охвата телефон дове- рия. Все это отлично работает, но только для тех, кто понимает, что помощь нужна и готов обратиться за помощью. Но любой специалист, работающий в социальной сфере понимает, что самые сложные клиенты это те, у кого нет запроса, кого вполне устраивает и образ жизни, и множество проблем. Как правило, у таких «пока не клиентов» есть свои способы «справляться с жизнью», и не всегда эти способы полезны для здоровья и безопасны для окружающих. И для обще­ства эти граждане представляют серьезную головную боль — так бы хотелось, чтобы не было в нашей школе, в нашем районе, в нашем городе трудных подростков!!! Школа или Ко­миссия по делам несовершеннолетних (далее КДН) отправляет их к специалистам, а они не идут. Заботливые взрослые открыли огромное количество досуговых учреждений, а их и там нет. Зато они есть в подъездах, в компьютерных клубах, у игровых автоматов, в подвалах, вселяющих ужас во всех соседей. И вся надежда только на милицию — кроме репрессивных форм ничего не помогает.

Количество подростков, которых вы­деляют как подростков с девиант- ным пове­дением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается чис­ло провоцирующих факторов, способст­вующих формиро-ванию отклоняющегося поведения.Так, среди несовершеннолетних правона­рушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.[22]