Смекни!
smekni.com

Материалы лекций по социологии (стр. 7 из 22)

В 1968 году в составе Института философии и права Академии наук БССР был создан сектор социологических исследований, который возглавил профессор Г.П.Давидюк. В 1978 году в этом же институте был создан сектор проблем социологических исследований , преобразованный в 1989 году в Центр социологических исследований. В 1990 году в рамках Национальной академии наук был создан Институт социологии под руководством профессора Е.М.Бабосова. Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований и развитию основных направлений социологической мысли. В качестве одного из направлений в институте активно развиваются теоретико-методологические основы учения о народонаселении, разрабатываются новые методологические подходы к исследованию социальных проблем труда. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры, ведутся исследования в области науки, много внимания уделяется изучению социальных общностей. Начиная с 1989 года, с открытием отделения социологии на философско-экономическом факультете Белгосуниверситета и кафедры социологии осуществляется специализированная подготовка социологов-профессионалов.

В 1994г. в БГУ состоялся первый выпуск профессиональных социологов. С 1997г. в республике выходит профессиональный журнал «Социология». Наряду с государственными социологическими службами в 90-е гг. создаются и негосударственные центры изучения общественного мнения. Это Независимый институт социально-экономических и политических исследований, частно-исследовательское предприятие «Новак», национальный центр стратегических инициатив «Восток-Запад» и ряд других.

Характеризуя современный этап развития социологии, следует отметить ее возрастающее значение в жизни общества. Ощущается растущая потребность в специалистах-социологах, расширяется сеть социологических и маркетинговых служб. Расширяется диапазон социологических исследований, появляются новые отраслевые социологические дисциплины, которые обращаются к изучению новых областей социальной действительности. Отечественная социология полностью институциализировалась как самостоятельная наука, вписавшись в контекст мировой социологической мысли.

Вопросы для повторения

1. Назовите и охарактеризуйте важнейшие предпосылки, которые обусловили возникновение социологии как науки.

2. Каковы особенности институционализации социологии как науки в США, Западной Европе и в нашей республике?

3. В чем сущность позитивистской концепции О.Конта?

4. Раскройте содержание социологической концепции марксизма.

5. В чем сущность «понимающей социологии» М.Вебера?

6. Какие основные концепции получили наибольшее распространение в социологии второй половины XX века?

7. Назовите крупнейших зарубежных социологов XIX – XX веков.

Краткий словарь терминов

Географическая школа – совокупность географических концепций, представители которых обосновывали обусловленность явлений и процессов общественной жизни факторами географической среды: природными ресурсами, климатом, особенностями растительного и животного мира и т.п.

Конфликтология – отрасль научного знания, объектом которой является изучение причин, особенностей и закономерностей возникновения конфликтов, методов и способов их предотвращения, ликвидации их отрицательных последствий, а также использование их конструктивных функций в целях совершенствования соответствующих социальных систем, общностей, организаций, институтов, повышения эффективности их деятельности.

Позитивизм – ведущее направление в социологии ХІХ в. Как общесоциологическая доктрина позитивизм сложился в результате отказа от господствовавших в ХІХ в. умозрительных рассуждений об обществе и стремления создать социальную теорию, способную стать аргументированной и общезначимой.

Структурно-функциональный анализ – подход в описании и объяснении социальных систем, при котором исследуются их элементы и зависимости между ними в рамках целого.

Теория конвергенции – концепция сближения двух социальных систем – капитализма и социализма – с их последующим синтезом в общество, сочетающее в себе положительные черты и свойства каждой из этих систем.


Лекция 3

ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ

ДИНАМИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

1. Формирование идеи общества в истории европейской философской и общественно-политической мысли.

2. Определение общества в социологии. Важнейшие признаки общества.

3. Типы обществ и их классификация. Эволюция общества.

4. Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и их типы.

5. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Конспект лекции

1. Формирование идеи общества в истории европейской философской и общественно-политической мысли

Человек и общество – два основных предметных полюса социологии. Без человека невозможно существование общества, человек – его первопричина и первоисточник. Вместе с тем, человек является и продуктом общественного развития, его формирование как личности возможно только в обществе и никак иначе.

Определенные представления о том, что такое общество и какова его природа существовали всегда. Еще в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении причин возникновения общества. По одной из них, общество является естественным образованием, человек – существо общественное и существовать вне общества он не может. Наиболее выдающимся представителем этой традиции был Аристотель (384-322гг. до н. э.). Однако, представление об обществе, которое является результатом естественного развития, не было господствующим ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Преобладал взгляд, согласно которому общество – это искусственное образование, механизм, сконструированный людьми для блага индивидов. Античное понятие общества в сравнении с тем, каким оно стало впоследствии, имело более узкое значение. Оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным и наглядным образом присутствовали общность, союз, совместная деятельность. Идея единства человеческого рода, понимаемого как сверхобщество, была продолжена и развита европейским средневековьем.

В средневековой Европе понятие общества носило, прежде всего, конфессиональный характер, оно относилось, главным образом, к католической церкви и ее приверженцам, понималось преимущественно как наднациональная и вненациональная сущность.

С XVII века, в связи со становлением и развитием наций, понятие общества все больше сближается и ассоциируется с нацией и национальным государством. XVII-XVIII века в Европе отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора. Теории общественного договора были чрезвычайно разнообразны. Однако в целом у европейских мыслителей XVII–XVIII вв. преобладал взгляд на общество (отождествляемое с государством), как на искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми. Общественный договор выступал как процесс перехода из вне общественного состояния в общественное, как акт создания общества. Общество рассматривалось как сумма составляющих его индивидов, руководствующихся прежде всего стремлением к самосохранению и объединяемых только договором. Такой позиции придерживались английские философы Джон Локк (1632-1704 гг.), Томас Гоббс (1588-1679 гг.), французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).

Критиками просветительских идей были британский политический деятель и мыслитель Эдмунд Берк (1729-1797 гг.), французские философы Жозеф де Местр (1753-1821 гг.) и Луи де Бональд (1754-1840 гг.). В противовес многим мыслителям XVII-XVIII вв. они возродили взгляд на общество, как на естественное образование, не сводимое к сумме составляющих его индивидов. Эти мыслители подчеркивали органическую целостность и индивидуальность каждого общества, которые основаны на традиции. Разрушение традиционных начал в обществе ведет его к деградации и гибели, их сохранение и культивирование является основой его прочности и процветания. Если просветители подчеркивали первостепенное значение разума в формировании и развитии общества, то традиционалисты выдвигали на первый план иррациональные факторы жизни общества: подчинение традиционным установлениям, религиозные чувства и веру.

Происходящие в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. процессы – ослабление роли традиционных институтов, секуляризация общественной жизни, политические катаклизмы – заставляли видеть в обществе ту высшую силу, которая соединяет людей, управляет ими и несет ответственность за то, что происходит с людьми. Идея общества выдвигается на первый план не только в теоретических схемах, но и в повседневной жизни, в социальной практике.