Смекни!
smekni.com

Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ работа

по дисциплине: социология

на тему: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»

Выполнил:

Проверил:


РЕФЕРАТ

Отчет состоит из 30 страниц, 2-х частей, 23 таблиц, 3 рисунков, 4 литературных источников, 2-х приложений.

Основные понятия, использованные в исследовании:

o Субкультура,

o Молодежная субкультура,

o Молодёжь,

o Контркультура,

o Неформал.

Проблема исследования: существует потребность информации о том, как молодежь и студенты города Бердска относятся к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Объект исследования: молодежные субкультуры.

Эмпирический объект исследования: молодёжь и студенты города Бердска.

Предмет исследования: отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Цель работы – оценить отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

В процессе работы проводился анкетный опрос молодёжи и студентов города Бердска, посредством специально разработанной анкеты.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным».5

1.1. Методологический раздел программы.5

1.1.1Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы,5

объекта, предмета и цели исследования.5

1.1.2Степень изученности проблемы «Молодёжь и досуг».5

1.1.3. Исходная теоретическая схема изучаемого объекта.9

1.1.4. Содержание и определение основных понятий, используемых в теоретической схеме.10

1.1.5. Определение частных задач.10

1.1.6Формулировка гипотез.11

1.2. Процедурный раздел программы.12

1.2.1. Характеристика эмпирического объекта исследования и обоснование типа и метода построения выборки.12

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.12

2.1. Описание и интерпретация первичных данных.12

2.2 Основные выводы и рекомендации.16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ А.20

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.23


Введение

Актуальность данной темы «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным» обусловлена, прежде всего, большим количеством различных направлений молодежных субкультур и течений, как в России, так и за рубежом.

Тема широко изучена такими социологами, как М. Брейк, В. Д. Ермаков, Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская, И.П. Башкатов и др. Изучаемой теме посвящены статьи авторов М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука, А. М. Ходырева и многих других.

Материалом для социологического исследования выступают результаты анкетного опроса студентов и молодежи города Бердска. Анкета по теме «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным» представлена в приложении.

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным».

1.1. Методологический раздел программы.

1.1.1 Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы,

объекта, предмета и цели исследования.

Проблема – существует потребность информации о том, как молодежь и студенты города Бердска относятся к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Объект исследования: молодежные субкультуры.

Предмет исследования: отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Цель исследования – оценить отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

1.1.2 Степень изученности проблемы «Молодёжь и досуг».

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей. В ее основе лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей.

Молодежная субкультура – это особый образ жизни, это ни что иное, как форма самовыражения молодых.

В настоящее время существует множество различных молодежных объединений, их количество постоянно растет, возникают новые направления и течения молодежных субкультур. Однако отношение общества к подобным объединениям не однозначно и во многом формируется на основе направленности интересов и увлечений тех или иных течений.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи.

Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте».[1]

М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, А. М. Ходырев в статье «Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений» выделяют три характеристики молодежной субкультуры. Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. Другая характерная особенность – преобладание потребления над творчеством. И третьей характерной особенностью можно назвать авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность.[2]

По замечанию В. Д. Ермакова[3], большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером.

Однако другие социологи придерживаются иной точки зрения. Ю.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская рассматривают молодёжные субкультуры как проявление инфантилизма и нежелания молодых людей вступать во «взрослую жизнь».[4]

Исследователи по-разному классифицируют молодежные объединения и группы. Например, И.П. Башкатов[5] выделяет четыре вида неформальных объединений:социально нейтральные (озорные) группы общения; предкриминальные или асоциальные группы подражания; неустойчивые криминальные или антиобщественные группы; устойчивые криминальные или преступные группы.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

- увлечение современной молодежной музыкой;

- устремление к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- околоспортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей среды.

Профессор С. А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

- криминальные («гопники», «люберы»)

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З. В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие. [6]

До начала 80-х гг. молодежная культура находилась в «подполье» и потому не могла стать предметом исследования со стороны официальной науки. Только с появлением серии публицистических выступлений, взбудораживших общественное мнение криминальным характером молодежных группировок (например, рокеров), исследование этой проблематики стало возможным и даже вызвало настоящий бум, который закончился так же неожиданно и быстро, как и начался.

Просматриваются три направления таких изысканий. Одно из них - изучение отношения молодежи к неформальным объединениям и явлениям субкультуры. В рамках этого направления были осуществлены проекты под руководством В. Ливанова, В. Левичевой и Ф. Шереги.

Другое направление основывалось на включенном наблюдении и развивалось в рамках «перестроечной публицистики». Вместе с тем появились и первые профессиональные исследования с использованием интервью. Автор одного из них - ленинградец Н. В. Кофырин (Ленинградский университет). Осенью 1989 г. он изучал неформальные молодежные группировки города непосредственно в местах их «тусовок».