Смекни!
smekni.com

PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени (стр. 5 из 12)

Следует помнить, делает акцент Г. Саганенко, что общество совершает определенные действия в соответствие со своим восприятием объективного времени и субъективным выбором момента действий.[52] Глубокая временная структура сознания может быть понята и использована в работе с электоратом наилучшим образом, если мы попытаемся вникнуть в то, как субъект оценивает факты исходя не из их хронологии, а из их соотношения с его целями, надеждами, чаяниями и устремлениями. События прошлого, настоящего и будущего расчленяются в соответствии с целями и устремлениями субъекта. Такая ориентация на временную принадлежность является по существу самым важным в восприятии и интерпретации происходящих событий.

Согласно Т.М. Дридзе, на сегодняшний день, в век технологической революции, когда человек тратит все больше запасов своей интеллектуальной, физической и эмоциональной энергии,[53] на поверхности лежит вопрос о том, как поддержать психологическое состояние человека, сохранить в исправности “механизм” взаимодействия между людьми, научить и выявить некий алгоритм защиты к темпам, задаваемым технико-экономическими условиями жизнедеятельности человека.

Одним из путей к сбалансированному развитию общества может выступать эффективное политическое управление (Н.Кучеренко, Т. Печенкина).[54] Оно в свою очередь зависит от того, насколько совпадают политическое и социокультурное направление местного сообщества. Для наиболее эффективной работы в этой области могут быть использованы методы ПР. Проведение постоянного мониторинга темпоральных социокультурных тенденций обеспечит не только грамотное ведение информационной политики той или иной ветви власти, но и позволит заниматься прогнозированием, которое необходимо при разработке долгосрочных планов и при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, результат которых в большинстве случаев проявляется позднее.

П. Штомпка указывает в своих работах, что социокультурное время задает определенные рамки для каждого вида человеческой деятельности – политической, экономической, социальной.[55] В свою очередь каждый из этих видов обладает собственной структурой работы, по-своему организуя деятельность составляющих отделов. В этой связи возникает вопрос, в какой степени социокультурное время способно задавать и определять ритмы времени политического? Насколько политик может продуктивно функционировать в обществе, учитывая или не учитывая национальных социокультурных традиций? Обращаясь к социокультурной временной ориентации и перспективе, можно выделить несколько основных аспектов:

- уровень и глубину осознания времени;

- вектор времени.

В первом случае можно отметить, что для социокультурных процессов наблюдается прямо пропорциональная зависимость: чем выше уровень социокультурного развития, тем выше уровень осознания социокультурного времени. Если же это условие не выполняется, то общество впадает в депрессию. Теперь его действия направлены не на развитие и совершенствования себя как личности, а на выход из морального кризиса. Во втором случае речь идет об ориентации общества на временную направленность – прошлое, настоящее или будущее. Она в свою очередь может зависеть как от религиозной и традиционной, так и от профессиональной направленности внутри этноса.

Согласно теории Василенко, направление политического времени может достаточно часто меняться, в зависимости от вектора направленности политического руководства и не совпадать с социокультурной традицией.[56] Это в свою очередь может порождать драматическое напряжение, которое способно послужить началу гражданской войны.

Не стоит забывать и о временной перспективе общества. По данным исследования, приведенного в трудах К. Муздыбаева в 2000г., в ситуации затянувшегося социального кризиса у 60.3% [57] россиян временная перспектива сильно укорочена и составляет 1 – 2 месяца, 16.8% не могут уверенно планировать свое будущее более чем на пол года. Настоящее время представляется согражданам темным, чужим и неприятным. Особенно эта тенденция хорошо выражена у наиболее работоспособной части населения с низким уровнем дохода.

По данным З.В. Сикевич большинство россиян уверены в том, что “раньше было лучше”.[58] Желание возвратить прошлое доминирует над желанием строить новое будущее своими руками и жить в нем. Это обстоятельство напрямую мешает развиваться современному обществу и заранее программирует протест, каким либо действиям властных органов. С одной стороны, власть не получает поддержки со стороны электората и действует исходя из собственных соображений, с другой, население, не высказав свои пожелания и предложения по данному вопросу остается неудовлетворенным. И как следствие в социуме все больше нарастает непонимание между властью и электоратом, что, в конечном счете, может привести к революции.

В современном мире одной из основных проблем стоит конструирование социальной реальности, создание новых смыслов, формирование в обществе новых социальных проблем и предложение пути их решения.[59] Согласно гипотетической модели социокультурной динамики, называемой “конусом Дридзе”, процесс социокультурных изменений происходит следующим образом. Взаимосвязь низшего сознания с высшим происходит через коммуникацию. Устанавливается прямо пропорциональная взаимосвязь. Как индивидуальное практическое сознание питает общественное, так и в ходе обратного процесса общественное сознание выдает модели и образцы поведения индивидуальному сознанию. В данной модели внутриуровневая и межуровневая коммуникация выступает механизмом, через который можно влиять на осуществления социокультурных изменений в обществе.

По данным практикующих специалистов, ПР выступает не просто механизмом социального взаимодействия,[60] а способом постоянных культурных преобразований, ценностей, норм и потребностей. В процессе повседневного межличностного общения вырабатываются определенные способы реализации межличностных отношений, которые постепенно фиксируются и в процессе институализации становятся “достоянием” общественного сознания. Передаваясь из поколения в поколение такие “формы” общественного сознания становятся устойчивыми элементами культуры. В этой связи становится очевидным, что разработка и реализация качественных ПР проектов должна опираться на изучение циклических временных структур, анализ культурных и групповых ценностей. Также необходимо учитывать установки людей и их религиозную принадлежность.

Акцентируя внимание на темпоральном конструировании социальной реальности (П Бергер, Т. Лукман), мы рассматриваем любой кризис в социальной системе как нарушение согласованности, разорванность, разделение прошлого, настоящего и будущего времени индивида.[61]

В этом случае любая работа социальных институтов будет направлена на восстановление целостности темпоральной идентичности личности, формирование новой или восстановление разрушенной системы межсобытийных связей.

Е.И. Головаха и А.А.Кроник в теории причинно-целевой концепции разработали систему межсобытийных связей.[62] Они говорят о том, что ведущую роль в течении социокультурного времени занимают не столько сами события, сколько межсобытийные связи, играющие ведущую роль в формировании структуры жизненного пути. Авторы делают акцент на существовании только двух типов межсобытийных связей «цель - средство» и «причина - следствие».

Однако, учитывая последние разработки в сфере темпоральности, исследователи психологического времени высказывают мнение о несовершенстве причинно-целевой концепции (К.А. Абульханова-Славская, С.А. Иванушкина, Н.С. Пряжников).[63] Н.Б. Кучеренко в своей книги «Психологическое время как интегральная характеристика личности» предлагает учитывать межсобытийную связь не только как «цель - средство» и «причина - следствие», а рассмотреть более широкий набор разнообразных связей между событиями. С ее точки зрения это позволит выявить многомерную картину темпоральности жизни человека, что будет способствовать определению сценариев, на основе которых человек объединят события прошлого, настоящего и будущего в целостную картину мира.

В нашем случае делается попытка перенести теорию Н.Б. Кучеренко в рамки ПР деятельности местного самоуправления, где на сегодняшний день одной из главных задач стоит интенсификация социокультурного времени. Под интенсификацией социокультурного времени подразумевается упорядочивание и структурирование жизни местного территориального сообщества.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ ГОРОДА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ТОМИЧЕЙ

2.1. Описание методов исследовательской базы

В рамках дипломной работы было запланировано исследование, результаты которого должны лечь в основу выдвинутой гипотезы.

Исследование было начато два года назад. Это достаточно большой промежуток времени, но он потребовался для того, чтобы под воздействием определенных фактов социальные представления томичей смогли претерпеть изменения.